- Брокерское обслуживание
- Мобильное приложение Halyk Finance
- Брокерский счет - онлайн!
- Halyk TradePro
- Налогообложение
- Вопросы и ответы
- Заявка на приобретение государственных облигаций США
- Заявка на приобретение облигаций Home Credit Bank
- Заявка на приобретение облигаций BI Development
- Заявка на приобретение облигаций АО «Казахстанский электролизный завод» (группа ERG)
- Заявка на приобретение долларовых облигаций Home Credit Bank
- Заявка на приобретение облигаций МФО KMF
- Заявка на приобретение долларовых облигаций BI Development
- Управление активами
- Исследования
- Инвестиционный банкинг
- Пресс-центр
- Компания
- Halyk Group
- Контакты
Управление подписками
+7 727 339 43 77
Аналитический центр
Как регуляторные ограничения отразятся на деятельности коллекторских агентств?
В среду 6 марта в Мажилисе в первом чтении был принят проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков». Среди прочего, поправки включают введение моратория до 1 января 2026 года на продажу банками и МФО просроченной задолженности граждан коллекторам, требование по урегулированию банками и МФО проблемных кредитов в течение 24 месяцев со дня просрочки и реструктуризация проблемных кредитов на балансе самих коллекторов. На наш взгляд, данные меры являются слишком ограничительными по отношению к коллекторской деятельности и негативно скажутся на развитии финансового сектора.
7 марта 2024, Санжар Калдаров
Скачать
Банки Казахстана в январе – снижение депозитной базы и корпоративного кредитования
По итогам января текущего года произошло сокращение активов банковского сектора, в том числе и портфеля кредитов и депозитов банков. Отрицательная динамика кредитования была обусловлена уменьшением объемов корпоративного кредитования, в то время как розничный сектор продолжил расти, хоть и с меньшими темпами, чем в 2023 году. Качество ссудного портфеля банков ухудшилось: увеличилась доля займов с просрочкой более 30 дней и NPL90+ при одновременном увеличении их объемов, тогда как уровень покрытия провизиями неработающих кредитов снизился.
Вслед за сезонным быстрым ростом в конце 2023 года, депозитный портфель как физических, так и юридических лиц в январе сократился. В разрезе валют наблюдалась аналогичная динамика: вклады в тенге и иностранной валюте уменьшились. Уровень долларизации депозитов населения продолжил снижаться. После перехода к более гибкому регулированию ставок по розничным депозитам в тенге, средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым вкладам физлиц немного повысилась, тогда как по депозитам небанковских юридических лиц, наоборот, снизилась. По валютным вкладам ставки и в корпоративном, и в розничном сегментах остались на том же уровне.
Уровень достаточности капитала по-прежнему превышает установленные законом нормативы, что также подтверждается результатами регулярного AQR по итогам 2023 года. С 2024 года результаты регулярного AQR наряду с результатами SREP будут учитываться при установлении индивидуальных надбавок на капитал банков, в деятельности которых были выявлены непокрытые риски.
По прогнозам S&P, темпы роста ипотечных и необеспеченных потребительских кредитов, которые составляют основную часть розничных кредитов, в текущем году будут умеренными, что будет обусловлено уменьшением объемов господдержки, насыщением спроса на ипотеку и регуляторными ограничениями. При этом расходы на резервы на возможные потери по ссудам останутся невысокими и составят 1.3-1.5% от среднего кредитного портфеля. В целом мы согласны с тем, что темпы роста розничного кредитования и особенно потребительского убавятся, однако, на наш взгляд, они все же будут двузначными – мы ожидаем 15%-й прирост кредитования физических лиц к концу 2024 года.
7 марта 2024, Аналитический центр
Скачать
S&P подтвердило суверенный кредитный рейтинг Казахстана и ожидает снижение роста госрасходов
1 марта международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне «BBB-/А-3» с прогнозом «стабильный». Такое решение агентства было обосновано тем, что риск более медленного роста и высоких внешних финансовых потребностей нивелируется планируемыми государственными и экономическими реформами, как и устойчивыми международными резервами. При этом роста экономики выше 5% в ближайшие годы, прогнозируемого правительством, по мнению S&P не состоится – в среднем в период с 2024 по 2027 гг. он составит 3.6% даже с учетом запуска проекта расширения Тенгиза в середине 2025 года.
5 марта 2024, Мадина Кабжалялова
Скачать
Антиконкурентные сговоры в Казахстане и борьба с ними
Основа экономического уклада Казахстана – свободные рынки и свободная конкуренция – курс, который был провозглашен после обретения независимости и которого, пусть и неидеально, придерживается государство уже более тридцати лет. Но и у свободной конкуренции есть свои недостатки, которые требуют и оправдывают регулирование со стороны государства – так называемые «провалы рынка» (market failures), одними из которых являются монополизация рынков и злоупотребление монополистической властью со стороны продавцов. Для борьбы с антиконкурентными практиками в Казахстане в 2020 году создано Агентство по защите и развитию конкуренции в соответствии с практикой развитых государств. Кроме классических методов, используемых Агентством, существует новый и очень перспективный инструмент для Казахстана – программы смягчения (Leniency), который активно используется при выявлении тайных сговоров конкурентов (картелей) в развитых странах. Среди антиконкурентных практик во всем мире и в Казахстане особенно опасны именно тайные сговоры – когда несколько продавцов-конкурентов договариваются об общем повышении цены, разделе рынков, снижении объемов производства, чтобы увеличить свою прибыль. В результате страдают потребители – растут цены, снижается ассортимент и объемы, ухудшается качество.
В Казахстане более 90% всех сговоров относится к сговорам между участниками тендеров, и такая специфика сложилась неслучайно. Большая часть тендерных закупок сконцентрирована в государственном и квазигосударственном секторах из-за структуры экономики со значительной долей участия государства как основы этой экономики вместо сильного малого и среднего бизнеса. К сожалению, оценки ущерба по картелизации торгов на госзакупках в Казахстане не проводилось, однако очевидно, что этот ущерб может достигать миллиарды тенге. Кроме того, такие значительные потери бюджетных средств происходят на фоне стремительного наращивания государственных расходов и роста дефицита бюджета. В стране сегодня остро стоит вопрос рациональной и разумной фискальной политики, изыскиваются пути сокращения дефицита через оптимизацию налоговых поступлений. Сокращение потерь бюджетных денег через выявление сговоров на торгах может стать неочевидным, но очень важным дополнительным ресурсом в оптимизации государственных расходов.
Поэтому на текущий момент участие антимонопольного органа в обеспечении соответствующего с точки зрения защиты конкуренции процесса государственных закупок может и должно быть увеличено. Это касается прежде всего недопущения сговора при государственных закупках. Поскольку расследования по антиконкурентным сговорам могут быть чрезвычайно трудными и дорогостоящими, большинство стран сегодня работают, используя программу leniency с осведомителями (whistleblower) – лицами, которые являются участниками сговора, предоставляют информацию о нем и сотрудничают с антимонопольным органом, чтобы доказать нарушение. В ответ на сотрудничество им предоставляется снисхождение, связанное с полным или частичным сокращением штрафов, а иногда даже полноценным иммунитетом. Несмотря на то, что у нас существует нормативная база для использования смягчения антимонопольным органом, этот инструмент не применяется на практике. Основные причины такого положения, а также рекомендации по усилению смягчения и построения полноценной работающей системы смягчения в Казахстане подробно представлены в отчете.
4 марта 2024, Мадина Кабжалялова
Скачать
Инфляция – то спад, то рост
Эффект высокой базы прошлого года в очередной раз поспособствовал снижению годового уровня инфляции до 9.3%. Месячная динамика, однако, продемонстрировала ускорение до максимума за год, на что влияет повышение тарифов на услуги. Текущая динамика инфляции движется в рамках наших ожиданий с постепенным замедлением понижательного темпа. По нашему прогнозу, уровень инфляции на конец текущего года сложится на уровне 8.5%, при этом прогнозы НБК недавно также были подтверждены в пределах данного значения.
1 марта 2024, Асан Курманбеков
Скачать
АЗРК может усилить контроль за деятельностью госсектора в контексте ограничения конкуренции
13 февраля был опубликован проект Указа Президента РК, который предусматривает расширение функций Агентства по защите и развитию конкуренции через внесение изменений в Положение об Агентстве. В первую очередь изменения коснутся возможности Агентством проводить анализ нормативных актов, в том числе законов, на наличие ограничения или устранения конкуренции. Также АЗРК может получить возможность разрабатывать и утверждать правила формирования видов деятельности для государственных и квазигосударственных предприятий. Еще одним очень важным нововведением может стать разработка правил мониторинга Агентством для тех государственных органов, которые являются операторами государственных программ. Таким образом, в случае принятия новых полномочий АЗРК, надзор конкурентного ведомства за государственным сектором во избежание искажений конкуренции может существенно усилиться.
28 февраля 2024, Мадина Кабжалялова
Скачать
Сможет ли новый план развития Казахстана решить проблему «потерянного десятилетия»?
В начале февраля этого года был опубликован проект Национального плана развития Казахстана до 2029 года (НПР), и сейчас документ активно обсуждается его авторами и независимыми экспертами. По нашему мнению, НПР подготовлен строго в рамках предвыборной программы, посланий и выступлений президента и не пытается критически проанализировать текущую и прошлую модель экономического развития Казахстана так, как это сделал Всемирный Банк (ВБ), который в середине февраля этого года опубликовал свой доклад по экономике Казахстана. В своем докладе ВБ назвал текущий период экономического развития Казахстана «потерянным десятилетием», показав это на цифрах.
26 февраля 2024, Мурат Темирханов
Скачать
Уровень достаточности резервов Казахстана неуклонно падает
На конец 2023 года объем международных резервов Казахстана составил около $36 млрд. Этого достаточно, чтобы покрыть 6-месячный импорт страны, что в два раза выше эталонного уровня, но ниже значений многих развивающихся стран, в том числе соседних. При этом в последние несколько лет этот показатель неуклонно снижается. На фоне различных внешних шоков и продолжающихся проблем с бюджетом и платежным балансом, по нашему мнению, властям целесообразно проводить систематическую оценку международных резервов для покрытия потенциальных рисков и угроз. В особенности вызывает озабоченность продолжающееся укрепление обменного курса тенге, чему способствуют большие изъятия из Нацфонда, тогда как внешние счета уже в глубоком дефиците.
23 февраля 2024, Санжар Калдаров
Скачать
Мы считаем, что базовую ставку можно снизить на 50-100 бп
В пятницу 23 февраля Национальный банк озвучит свое очередное решение по базовой ставке, которая на данный момент составляет 15.25%. Несмотря на сохранение проинфляционных факторов в виде повышения тарифов ЖКУ, бюджетного стимула четвертого квартала 2023 года – вливаний из Нацфонда, а также повышения уровня минимальной заработной платы с начала текущего года, дальнейшее снижение инфляции, вероятно, продолжится. Даже с учетом значительного замедления этого снижения и прогноза по инфляции Нацбанка на конец 2023 года в интервале 7.5-9.5%, мы считаем, что существует пространство для дальнейшего смягчения монетарной политики и снижения базовой ставки на 50-100 бп.
21 февраля 2024, Мадина Кабжалялова
Скачать
Рост экономики выше 5% продержался недолго
Рост экономики резко замедлился в январе до менее 4% и наблюдался в большинстве отраслей. Эффект от вливания дополнительных средств из Нацфонда в конце прошлого года оказался недолгим и в январе вновь были задействованы очень существенные по объему трансферты Нацфонда. Несмотря на замедление экономики, официальные прогнозы роста ВВП были даже улучшены до 6% в текущем году. На наш взгляд, данные прогнозы чересчур оптимистичные и полагаются на экстенсивный рост секторов экономики, тогда как внешний и внутренний спрос не имеют устойчивой основы для роста.
20 февраля 2024, Асан Курманбеков
Скачать
Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Команда