Обзор государственного бюджета Казахстана за 2019 год

Скачать

Выходу экономики на новый уровень роста в 4,5% способствовали повысившиеся до 20,4% от ВВП бюджетные расходы и высокая инвестиционная активность. В то же время качество экономического роста без улучшений – структурные изменения не видны, заработные платы были временно повышены за счет бюджета, затраты в основном финансировали текущие нужды (75% в общих расходах), в то время как дефицит госбюджета в 2019 году углубился до -1,9% от ВВП с -1,3%. 

В 2019 году за счет фискального стимулирования рост ВВП Казахстана продемонстрировал ускорение до 4,5% с 4,1% в предыдущие два года. Доля расходов госбюджета относительно валового внутреннего продукта повысилась с 18,8% в 2018 году до 20,4%. В то же время, данный рост экономики не был всесторонним – потребление электроэнергии – важного компонента развития экономики существенно замедлило рост с 5,5% в 2018 году до 1,8% в 2019 году. Кроме того, рост оборота розничной торговли также снизил темпы (5,8% против 6,5%), а в отдельных регионах отмечалось падение деловой активности, рост промышленного производства был на самом низком уровне с 2017 года – 3,8% против 7,1%. В результате, качество экономического роста остается невысоким, а увеличение госрасходов ведет к углублению дефицита бюджета. 

Доходы госбюджета в 2019 году увеличились на Т2 трлн до Т12,8 трлн. Основную роль в увеличении доходов сыграли налоговые поступления, выросшие на Т1,3 трлн (+16,8% г/г) и трансферты Нацфонда увеличившиеся почти на полтриллиона тенге (+18%). Как следствие, доля налогов в поступлениях госбюджета составила 72%, что было несколько ниже 73% в 2018 году, но выше 65% и 59% в 2016 и 2017 годах. 

Размер трансферта из Нацфонда в 2019 году увеличился на 18,1% до Т3,1 трлн по сравнению с Т2,6 трлн в 2018 году. Стоит отметить, что ранее Правительство планировало с 2018 года начать консолидацию бюджетных расходов, а размер трансферта из Нацфонда должен был снизиться до Т2,3 трлн в 2019 году и до Т2 трлн в 2020 году, однако в связи с резким переходом к бюджетному стимулированию трансферт из Нацфонда был пересмотрен в сторону повышения до Т2,7 трлн в 2020 году.

Неналоговые поступления бюджета повысились на 57% за счет четырехкратного увеличения дивидендов от госпакета акций в собственности государства. Неналоговые поступления также существенно выросли (+27% г/г) вследствие увеличения масштабов приватизации госимущества.

Затратная часть госбюджета в 2019 году резко выросла на 20,6% до Т14 трлн. Наиболее сильно выросли затраты на сферу соцобеспечения +26% (25% доля в общих затратах) и расходы на экономику, включающие промышленность, С/Х, инфраструктуру +26,2% (25% доля в общих затратах). Однако увеличение расходов на экономику было обусловлено сильным спадом в предыдущем году и, кроме того, включает расходы на различные имиджевые проекты. Все укрупненные статьи расходов продемонстрировали рост, при этом заметно, что общие расходы за исключением затрат на соцобеспечение и обслуживание долга находятся ниже своих предыдущих значений относительно ВВП. 

Наше мнение

Выходу экономики на новый уровень роста способствовали повысившиеся до 20,4% от ВВП бюджетные расходы и высокая инвестиционная активность. В то же время качество экономического роста без улучшений – структурные изменения не видны, заработные платы были временно повышены за счет бюджета, затраты в основном финансировали текущие нужды (75% в общих расходах), в то время как дефицит госбюджета в 2019 году углубился до -1,9% от ВВП с -1,3%. Падение нефтяных цен более чем на 10%, сопровождалось снижением нефтяных доходов на 6% и отчасти было нивелировано обесценением нацвалюты. На фоне роста налоговых поступлений почти на 17%, показатели сборов по КПН, НДС и акцизам были ниже плановых. Позитивным моментом можно отметить резкое увеличение неналоговых доходов государства за счет возросших дивидендных выплат нацкомпаний и повысившиеся поступления от приватизации госимущества. В свою очередь, расходная часть госбюджета увеличилась сильнее доходной – на 20,6%. Расходы госбюджета на социальную сферу повысились на 26% за 2019 год. Затраты на пенсии были на 14,4% выше, чем годом ранее. В рамках мер повышения доходов населения расходы бюджета на заработные платы выросли почти на 22%. Учитывая, что три четверти от всех затрат госбюджета было направлено на текущие расходы, бюджетный импульс стимулирует экономику только на коротком промежутке времени, тогда как нагрузка на государственные финансы будет иметь более долговременный эффект. Вследствие опережающего роста затрат госбюджета, наращивание его расходов оказывается контрпродуктивным, при этом происходит еще и снижение накоплений Нацфонда из-за увеличения использования его средств. По цепочке это ведет к высоким значениям ненефтяного дефицита на уровне почти в -9% от ВВП и цементирует зависимость госфинансов от нефтяной ренты.    

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Станислав Чуев
Директор Департамента
Дмитрий Шейкин
Макроэкономика
Асан Курманбеков
Макроэкономика
Жансая Кантаева
Долговые инструменты
Мадина Метеркулова
Долевые инструменты
Таир Байгунов
Долевые инструменты
Заявка на открытие брокерского счета
Откликнуться
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
EngҚазРус