Конкурентная нейтральность – как ключевой принцип развития конкуренции в Казахстане

Скачать

25-26 апреля под эгидой Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) в Алматы проходит «Центральноазиатский круглый стол по конкуренции» с участием антимонопольных органов из других стран, а также международных экспертов из ОЭСР, ЮНКТАД и БРИКС. Одной из ключевых тем мероприятия стало обсуждение проблем и вопросов, связанных с обеспечением конкурентной нейтральности. В узком понимании конкурентная нейтральность предполагает обеспечение равных условий для конкуренции между государственными и частными предприятиями. Тем не менее, сфера применения этого термина гораздо шире, в каждой из которых в Казахстане существуют серьезные проблемы, препятствующие развитию конкуренции и росту производительности.

Концепция конкурентной нейтральности впервые начала зарождаться в середине 2000-х годов в развитых странах. Первоначально она предполагала обеспечение равных условий для конкуренции между государственными и частными компаниями для устранения искажений, которые возникают в результате предоставления госпредприятиям определенных преимуществ перед вторыми. Однако со временем сфера применения данного термина значительно расширилась, подразумевая, что все участники рынка вне зависимости от сектора, формы собственности, страны происхождения или иных признаков должны конкурировать на равных условиях. Содействуя конкуренции, этот принцип позволяет достичь долгосрочного качественного роста экономики и развития инноваций. В целом можно выделить четыре составляющих конкурентной нейтральности: (i) налоговая нейтральность; (ii) долговая нейтральность; (iii) регуляторная нейтральность; и (iv) нейтральность в госзакупках. Подробнее рассмотрим каждый из них.

Налоговая нейтральность означает, что ко всем участникам рынка должны применяться единые налоговые ставки и льготы. В Казахстане, однако, ситуация довольно противоречивая. К примеру, как мы ранее писали, в рамках новых изменений в Налоговый Кодекс правительство рассматривает возможность повышения ставки корпоративного подоходного налога (КПН) для банковского сектора с 20% до 25%. До этого такие же меры предлагались и для недропользователей и игорного бизнеса. При этом правительство не давало никакого аналитического обоснования тому, в чем заключается справедливость такого подхода и зачем нужно поднимать ставки КПН для отдельных отраслей. В то же время в сельском хозяйстве уже долгие годы действуют различные налоговые льготы и стимулы, которые не привели к желаемому развитию аграрного сектора из-за своего антирыночного подхода. Все это является яркими примерами нарушения принципа налоговой нейтральности. 

Долговая нейтральность предполагает, что все участники рынка должны иметь доступ к капиталу на равных условиях. И в этом плане в стране имеются серьезные трудности. Из-за продолжительного финансирования экономики государством по ставке (цене) ниже рыночной конкуренция во многих отраслях, особенно в финансовом секторе, искажена и не развита. Одним из примеров этому может служить сектор лизинга, где на долю двух государственных предприятий приходится около 95% всего лизингового портфеля. Основа такого доминирования – регулярная государственная помощь через субсидирование процентной ставки. При этом государство пока не предпринимает каких-либо мер по устранению рыночного провала, если таковой и имеется, не говоря уже о том, чтобы прекратить вмешательство в механизм ценообразования долговых ресурсов.

Регуляторная нейтральность подразумевает, что все участники рынка должны подчиняться одному и тому же законодательству и правилам (включая законы в области конкуренции), чтобы избежать предоставления необоснованных конкурентных преимуществ тем или иным экономическим агентам. Данный принцип в стране также очень часто нарушается. На сегодняший день государственные и квазигосударственные компании все еще доминируют в экономике Казахстана. Для многих из них законодательно предусмотрены различного рода преференции, которые мешают частным фирмам конкурировать на соответствующих рынках. Как пример здесь можно отметить базовые секторы инфраструктуры (энергетика, коммунальные услуги, железные дороги, телекоммуникации и т.д.), где из-за преференций и госучастия сформировались монопольные либо олигопольные рынки, а порог вхождения в них практически невозможно преодолеть. Вследствие отсутствия конкуренции эффективность действующих там госпредприятий довольно низкая, тогда как частные инвесторы не хотят вкладываться в развитие указанных отраслей.

Нейтральность в госзакупках предполагает, что все государственные контракты на закупки должны заключаться на основе прозрачных и открытых конкурсных торгов между поставщиками. Несмотря на определенный прогресс в этой области в последние годы, включая запуск единой платформы и окна для государственных закупок, процесс осуществления госзакупок пока что остается достаточно коррумпированной сферой в Казахстане. Для обеспечения прозрачности и выравнивания условий для участников механизм мониторинга по выявлению коррупционных рисков в системе госзакупок требует более серьезного подхода со стороны государства и общественности.

В целом все вышеперечисленные компоненты, на первый взгляд разрозненные, но тесно связанные между собой, показывают, что конкурентная нейтральность в Казахстане во многом не соблюдается. Одна из причин этого, по нашему мнению, заключается в отсутствии рыночного подхода к процессу осуществления структурных реформ. Государственные программы развития, как нынешние, так и предыдущие, направленные на развитие экономики или отдельных отраслей, в большей степени основаны на антирыночных взглядах и методах, которые применяются год за годом. Соответственно, эффективность этих программ остается низкой и очевидных успехов в области диверсификации экономики либо развития инноваций и конкуренции не достигнуто. Чтобы обеспечить соблюдение конкурентной нейтральности, государство должно удостовериться, что для всех участников рынка созданы справедливые и равные условия. В этой связи особенно возрастает роль и ответственность антимонопольного органа – АЗРК – как главного института по адвокатированию конкуренции.

Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна. 
 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Ақбөбек Ахмедьярова
Макроэкономика
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус