Минимальная заработная плата (МЗП) с начала 2024 года составляет 85 тыс. тенге, показав таким образом значительный рост с 28 тыс. в 2019 г. Кроме того, с апреля 2024 г. будет использоваться новая методика расчета МЗП с использованием медианной заработной платы и производительности труда. В то время как, согласно международным исследованиям, уровень МЗП еще сильно отстает от развитых и даже тех стран, в которых ВВП на душу населения ниже, существуют сомнения относительно того, что минимальная заработная плата является эффективным инструментом по борьбе с бедностью, что также заметно по слабой связи между снижением бедности в стране и росту МЗП. Хотя повышение МЗП с учетом ее относительно низкого уровня, вероятно, необходимо, нужно работать над другими более эффективными мерами по борьбе с бедностью и поддержке социально уязвимого населения.
В январе американская интернет-платформа picodi.com опубликовала исследование, в котором сравнила уровень и рост минимальных заработных плат в 67 странах в период с конца 2022 г. по конец 2023 г.
Уровень минимальной заработной платы на конец 2023 г. в некоторых странах, в долларах США
Источник: picodi.com
Динамика минимальной заработной платы практически во всех странах была положительной по причине возросшей инфляции. Сильнее всего, как и ожидалось, она поднялась в Аргентине (138.4%) и Турции (99.9%), государствах, в которых наблюдается стремительное обесценение национальных валют и гиперинфляция – 211.4% и 64.8% соответственно. В Казахстане за год МЗП увеличилась на 21.3%, опередив темпы инфляции. Однако на конец 2023 года по значению минимальной заработной платы Казахстан отставал даже от Азербайджана и Беларуси. При этом минимальная заработная плата в Казахстане заметно выросла с 2019 года, когда она составляла 28 284 тенге до 85 000 тенге в начале 2024 г. Таким образом, несмотря на такое повышение, ее уровень все же остается значительно ниже уровня в развитых странах и даже в некоторых развивающихся, ВВП на душу населения в которых гораздо ниже, чем в Казахстане.
Основная идея, лежащая в основе минимальной заработной платы, заключается в обеспечении справедливого вознаграждения для работников за их труд и такого дохода, который позволит им поддерживать приемлемый уровень жизни. Кроме того, минимальная заработная плата призвана бороться с бедностью, повышая заработок низкооплачиваемых работников и снижая таким образом неравенство в доходах. Однако среди ученого сообщества существуют сомнения относительно того, насколько эффективно повышение минимальной заработной платы для борьбы с бедностью. Во-первых, увеличение минимальной заработной платы, как правило, стимулирует безработицу – это происходит потому, что из-за повышения уровня минимальной заработной платы работодатели вынуждены сокращать часть работников, при этом происходит рост числа рабочей силы из-за тех, кто теперь готов выйти на работу, получая минимальную заработную плату. Также исследования выявляют, что распределение повышения минимальной заработной платы не происходит в пользу бедных *. Всего около 19% повышения минимальной заработной платы поступает в распоряжение бедных домохозяйств, в то время как больше 50% этого повышения идет в домохозяйства, доход которых по крайней мере в два раза выше, чем порог бедности.
В то время как минимальная заработная плата в Казахстане очень сильно отстает от уровней развитых государств, она едва ли является эффективным инструментом по борьбе с бедностью. Официальный уровень бедности отражает слабую связь с повышением минимальной заработной платы, который составил на конец 2023 года 5.1%, сохраняется примерно на этом уровне уже много лет и, по нашему мнению, не отражает реальный уровень бедности в стране. При этом статистика сглаживается низкими значениями Астаны и главных городов, в то время как в регионах этот уровень может достигать почти 9% (Туркестанская область). Кроме того, черта бедности, установленная в Казахстане и на основе которой рассчитывается уровень бедности, следовательно, и минимальная заработная плата, значительно ниже международных стандартов. Если оценивать бедность по черте, установленной Всемирным Банком, то ее уровень может быть в три раза выше официального. Одной из причин этому может быть то, что доходы самозанятых – значительной группы занятого населения – не регулируются МЗП и в целом сильно отстают от доходов наемных работников. Поэтому главной задачей государства является не столько повышение минимальной заработной платы, а сколько создание такого справедливого механизма перераспределения с помощью эффективной системы социальной поддержки уязвимого населения, который был бы достаточным для удовлетворения их основных потребностей и поддержания достойного уровня жизни.
Мадина Кабжалялова – Аналитический центр