Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) выпустило отчет о своей деятельности за первые 9 месяцев текущего года, в котором представило информацию о своей работе по антимонопольному регулированию и по проводимой политике. Подобный отчет, который наряду с итоговым годовым отчетом, является частью коммуникационной стратегии АЗРК – это хорошая практика, которая позволяет четко увидеть как основные направления деятельности АЗРК, так и приоритеты политики, и оценить влияние его действий на состояние конкуренции в стране.
В данном отчете была представлена информация по 6 направлениям деятельности Агентства: (1) работа по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции; (2) принятие Указа о мерах по либерализации экономики; (3) устранение барьеров входа на товарные рынки; (4) работа в сфере контроля товарных бирж; (5) мониторинг мер государственной поддержки; (6) выявление и пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции; (7) международное сотрудничество с зарубежными антимонопольными ведомствами.
В первую очередь, хочется отметить, что периодический выпуск подобной информации государственными органами – хорошая и образцовая практика, которая позволяет обществу получить обратную связь по работе ведомства. Верно выстроенная коммуникация любого государственного органа способствует правильной трактовке информации обществом, другими государственными органами, принимающими ключевые решения, а также прочими заинтересованными сторонами. К сожалению, не все государственные органы готовят подобные отчеты, которые могли бы позволить увидеть цельную картину применяемых подходов, политики и результатов деятельности. В этой статье мы остановимся на самых крупных и значимых результатах работы, с остальными можно ознакомиться в отчете АЗРК.
Отдельным разделом представлена работа по Указу Главы государства о мерах по либерализации экономики, в котором АЗРК является одним из главных государственных органов, ответственных за его исполнение. Основным результатом деятельности АЗРК по данному Указу является создание Национального офиса по приватизации, куда в качестве внешнего эксперта была приглашена и автор этой статьи. В его состав входят заместители первых руководителей госорганов, акимы областей, городов республиканского значения, столицы, депутаты Мажилиса Парламента, субъекты квазигосударственного сектора, члены экспертного сообщества и НПП «Атамекен». Их задача – определить к концу года список объектов для приватизации, который в последующем будет рассмотрен Комиссией по модернизации экономики, а в итоге, Высшим советом по реформам для окончательного утверждения. В первую очередь АЗРК включают в расширенный перечень объектов для возможной приватизации исследовательские институты, сервисные предприятия, коммунальные учреждения. Также включаются подведомственные предприятия, на которые переложены некоторые функции самих госорганов по аналитической работе, а также государственные операторы, через которые выполняется реализация отраслевых программ развития и контроль за товарными рынками. Тем не менее, в списке могут оказаться и очень крупные и прибыльные государственные активы, которые могут быть интересны как местным, так и зарубежным инвесторам. Каталог некоторых объектов, по которым можно оставить заявку по собственной инициативе, а также иная информация об офисе представлена на его веб-сайте.
Стоит отметить, что Halyk Finance недавно проводил круглый стол, который собрал своих участников для обсуждения Указа Главы государства о мерах по либерализации экономики и на котором была предпринята попытка подвести промежуточные итоги по исполнению основных положений Указа. К сожалению, удалось получить представление практически только о части, касающейся приватизации, благодаря участию АЗРК. Однако, учитывая высокую политическую важность данного Указа, необходимо обеспечить активное участие по коммуникациям не только со стороны антимонопольного органа, но и со стороны всех стейкхолдеров Указа – Агентства по стратегическому развитию и планированию (АСПИР), правительства (Министерство национальной экономики и т.д.), Администрации Президента, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) и АО «Самрук-Казына».
Кроме мер в отношении Указа, антимонопольным органом была проведена работа по совершенствованию конкурентного законодательства. Во-первых, в этом году в Предпринимательском Кодексе появилось понятие «конгломерат» в ответ на поручение в Послании Президента 2022 года. Теперь для того, чтобы субъект рынка считался конгломератом, необходимо, чтобы он занимал доминирующее или монопольное положение на соответствующем или смежном товарном рынке. АЗРК будет вести реестр конгломератов и проводить анализ и мониторинг их деятельности. Напомним, что образование конгломератов может приводить к высокой рыночной концентрации, создавать барьеры входа для других компаний, приводить к покровительству со стороны государства и к другим злоупотреблениям монопольного или доминирующего положения.
Также в законодательство были внесены поправки по недопущению искусственного торможения антимонопольных расследований, которые происходили при обжаловании административных актов Агентства. Судебные тяжбы могли длиться годами, но теперь, даже в случае обжалования, антимонопольное расследование будет продолжено.
Остальные пункты связаны с операционной деятельностью Агентства – приводится статистика по проведенным крупным антимонопольным расследованиям (связанным с картелями), вынесенным уведомлениям о признаках нарушений в области защиты конкуренции. Суммы наложенных АЗРК штрафов составляют десятки миллиардов тенге.
В заключение отметим, что в текущем году полномочия антимонопольного органа значительно расширились благодаря Указу о мерах по либерализации экономики. На данный момент активно проводятся собрания офиса по приватизации, и в конце года Агентство представит список, куда могут войти действительно очень крупные государственные предприятия. Возможно, они когда-то были созданы в ответ на вызовы и потребности того периода, однако сейчас они функционируют в конкурентной среде и должны, согласно принципу «желтых страниц», стать частью частного сектора. Мы, в свою очередь, ждем, что эти изменения действительно смогут привести к сокращению участия государства в экономике и проведению структурных экономических и правовых реформ.
Мадина Кабжалялова – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.