Электронная торговля в Казахстане: новые возможности и новые риски

Скачать

В Казахстане активно растет рынок электронной торговли – так, по итогам 11 месяцев 2023 года она составила 13% от всей розничной торговли. На заседании Правительства 16 января обсуждались вопросы по увеличению этой доли до 20% к 2030 году. Электронная торговля, по мнению государства, может стимулировать как внутренний спрос, так и выход отечественных товаров на международный рынок. Мы считаем, что дальнейший рост электронной торговли неизбежен и положительно скажется на уровне потребления и доходов отечественных предпринимателей.  Кроме того, она обеспечивает работой большую группу населения. Вместе с тем защита потребителей товаров онлайн-торговли, на наш взгляд, должна также не упустить возникающие риски в виде потенциального ограничения конкуренции со стороны крупных маркетплейсов. 

Доля электронной торговли в розничной стремительно растет и за последние 10 лет, по данным БНС, увеличилась многократно – с 0.7% в 2014 до 13% в 2023 году. Почти 40% составляют импортные покупки казахстанцев с зарубежных магазинов. Активную роль в продвижении онлайн-торговли сыграли маркетплейсы, а также широкая возможность оформить товары на них в рассрочку или в кредит. Учитывая, что в 2025 году доля глобальной интернет-торговли может превысить 25% от розницы, а также динамичное развитие цифровых платформ в Казахстане, планы государства по достижению 20% в 2030 году выглядят вполне реалистичными. 

Динамика электронной торговли в Казахстане (2019-2022 гг.) 


Источник: БНС, PwC Казахстан: «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан».
*с учетом маркет-плейсов

Государство совершенно справедливо видит большие возможности электронной торговли для местных предпринимателей в качестве дополнительного канала сбыта своей продукции как местным, так и зарубежным покупателям. Обеспечение развитой инфраструктуры в виде должной работы транспорта, платежных систем и курьеров, наличие подходящих складов будут способствовать ее росту и развитию. Как было отмечено на заседании, для этих целей будет создан контейнерный хаб в Актау и логистический центр в порту Курык. 

Кроме выгод для производителей и продавцов, онлайн-торговля обеспечивает большое количество людей заработком. В работе цифровых платформ или маркетплейсов, которые являются посредниками между поставщиками услуг и потребителями, задействовано, по оценкам, около 500 тыс. работников или 5% от всех занятых в экономике. Помогая в решении проблемы безработицы, тем не менее, сегодня платформенная занятость во многом ограничивает работника в доступе к традиционным гарантиям от государства. Поэтому необходимо проработать вопрос по социальным платежам и налогам для платформенных занятых, которые бы способствовали, во-первых, выходу из тени такого многочисленного сегмента работников, обеспечивая дополнительные налоги, а во-вторых, получению ими социальных гарантий государства.

Кроме МСБ и занятых, онлайн-торговля приносит пользу и потребителям в виде сокращения транзакционных издержек по поиску товара, временных затрат на дорогу, предоставляя зачастую предложения большого количества поставщиков в одном месте с возможностью широкого выбора по цене и ассортименту. Вместе с тем защита потребителей, о необходимости которой в контексте электронной торговли упоминалось на заседании, должна включать анализ воздействия цифровых платформ на состояние конкуренции. Как мы уже отмечали, цифровые рынки могут нести угрозу для конкуренции. Развитые страны только начинают путь регулирования маркетплейсов, поэтому перенять западный опыт в таком важном вопросе не представляется возможным. Одно понятно – отсутствие регулирования может привести к росту рыночной власти и злоупотреблений со стороны цифровых платформ, которые могут негативно отразиться на благосостоянии и потребителей, и поставщиков. Государство не должно выпускать из фокуса это аспект онлайн-торговли и должно создать такую регуляторную среду, которая будет стимулировать конкуренцию как среди маркетплейсов, так и среди поставщиков, способствуя росту качества предоставляемых услуг и снижению цен. 

Мадина Кабжалялова – Аналитический центр

При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна. 
 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус