Дайджест новостей из Китая (11 – 17 ноября)

Скачать

11 ноября

СОТРУДНИЧЕСТВО С КАЗАХСТАНОМ

Согласно статистике, в 2022 году Нинся-Хуэйский АР импортировал из Казахстана льняные семена на сумму ¥55.62 млн ($7.75 млн), а в 2023 году данный район импортировал из Казахстана льняные семена, ячмень и семена подсолнечника на сумму ¥113.09 млн ($15.7 млн).

В последние годы сотрудничество между данным районом Китая и Казахстаном в торгово-экономической сфере непрерывно углубляется. Согласно данным, объем товарооборота между двумя сторонами увеличился с ¥52.85 млн ($7.3 млн) в 2014 году до ¥180 млн ($25.1 млн) в 2023 году, среднегодовые темпы роста составили 14.6%, а продукция экспортно-импортной торговли между двумя сторонами охватывает семена льна, феррохром, ячмень, полиэтилен, машины и оборудование.

За период с момента выдвижения инициативы “Пояс и путь” совокупный объем экспорта и импорта между Нинся и странами Центральной Азии составил ¥1.89 млрд ($263 млн). При этом Казахстан является крупнейшим торговым партнером этого автономного района из стран Центральной Азии.


ВСТРЕЧИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Председатель КНР в Пекине встретился с президентом Индонезии, пребывавшим в Китае с официальным визитом. 

Президент КНР призвал стороны углублять высококачественное сотрудничество в рамках «Пояса и пути», продолжать эффективно эксплуатировать высокоскоростную железную дорогу Джакарта-Бандунг, продвигать кооперацию в рамках проекта Регионального комплексного экономического коридора и проекта «Две страны, два индустриальных парка», укреплять сотрудничество в таких областях, как цифровая экономика, передовая обрабатывающая промышленность и циркулярная экономика, налаживать кооперацию в области совместного освоения морской среды, непрерывно углубляя всестороннее взаимовыгодное сотрудничество.

Си Цзиньпин предложил и дальше совершенствовать структуру стратегического сотрудничества, налаживать кооперацию в рамках «пяти опор» (политика, экономика, культурно-гуманитарные обмены, морское сообщение и безопасность).

Прабово Субианто со своей стороны, отметил, что Индонезия готова совместно с Китаем продолжать высококачественное совместное строительство «Пояса и пути», совершенствовать архитектонику сотрудничества в рамках «пяти опор», укреплять всестороннюю кооперацию по всей производственной цепочке в таких областях, как инфраструктура, добыча энергоресурсов, медицина, сельское хозяйство, жилищное строительство, совместное освоение морской среды, продовольственная безопасность и сокращение бедности.

По окончании переговоров главы двух государств совместно присутствовали на церемонии подписания пакета документов о двустороннем сотрудничестве в таких областях, как совместное развитие, голубая экономика, сохранение водных ресурсов и освоение полезных ископаемых.

Справка: КНР – Индонезия – внешняя торговля 


  2022 год 2023 год Отклонение

Экспорт из КНР в Индонезию $71.3 млрд $65.3 млрд -8.4%
Импорт из Индонезии в КНР $77.7 млрд $74.2 млрд -4.5%

Справка: В 2018 году город Фуцин (провинция Фуцзян) предложил идею создания китайско-индонезийских «парков-побратимов». «Две страны, два индустриальных парка» относятся к новому типу сопряжения производственных мощностей, при котором две суверенные страны создают индустриальные парки на территории друг друга и совместно развиваются. 

В настоящее время китайско-индонезийский проект с двойным парком фокусируется на таких ключевых областях, как морская экономика, пищевая промышленность и трансграничная торговля, расширение производственных цепочек и ускорение развития морского рыболовства, производства оборудования, халяльной продукции. Кроме того, здесь развиваются логистика, зеленая добыча полезных ископаемых, производство текстиля.  


ДЕНЬ ХОЛОСТЯКА

Ежегодное мероприятие, названное по числовому формату даты 11 ноября (11/11), было начато платформой электронной коммерции Alibaba, которая предлагала привлекательные скидки, чтобы побудить покупателей тратить большие деньги. С тех пор феерия распространилась на другие платформы, такие как JD.com и Pinduoduo как в Китае, так и за рубежом.

Хотя раньше День холостяка был однодневным мероприятием, торговые платформы в Китае теперь запускают фестивальные недели вперед, чтобы увеличить объем продаж. Фестиваль также традиционно считался барометром потребительских настроений.

Некоторые эксперты говорят, что недавние меры стимулирования Пекина мало повлияли на повышение доверия потребителей.

Исключение составляют такие категории, как спортивная одежда и фитнес, которые показывают хорошие результаты, поскольку клиенты обменивают сумки Gucci на спортивную одежду Lululemon.

По информации Finance Yahoo, Alibaba, которая управляет платформами электронной коммерции Taobao и Tmall, ранее публиковала стоимость транзакций, совершенных во время фестиваля, но с тех пор перестала раскрывать общую цифру. 

JD.com вторая по величине компания электронной коммерции Китая сообщает о более чем 20%-ном годовом росте числа покупателей в ходе мероприятия.

За прошлогодний период продаж поставщик данных Syntun оценил рост продаж на основных платформах электронной коммерции на 2% до ¥1.14 трлн ($520 млрд). Оценки третьих сторон для фестиваля этого года еще не были опубликованы.

Первоначально это было 24-часовое мероприятие онлайн-шопинга, проводимое 11 ноября каждого года в Китае, фестиваль Singles' Day — намек на цифры в дате — расширился до недель акций на основных платформах электронной коммерции страны и в обычных магазинах. Фестиваль этого года, который начался 14 октября, является самым продолжительным из всех. 


12 ноября

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

Индекс потребительских цен (CPI), основной показатель инфляции, в стране в октябре этого года вырос на 0.3% в годовом исчислении, что немного ниже роста на 0.4% в сентябре, свидетельствуют опубликованные в субботу данные Государственного статистического управления КНР (ГСУ).

В месячном исчислении CPI снизился на 0.3% в октябре после того, как данный показатель в сентябре остался неизменным.

Согласно данным ГСУ, индекс цен производителей (PPI), показатель изменения оптовых цен производителей товаров и услуг, в Китае в октябре снизился на 2.9% в годовом исчислении, немного увеличившись по сравнению со снижением на 2.8% в сентябре.

В месячном выражении PPI упал на 0.1%, снизившись по сравнению с темпами сокращения на 0.6% в сентябре и на 0.7% в августе текущего года.

В марте китайские власти запустили программу крупномасштабного обновления оборудования и покупок потребительских товаров по схеме трейд-ин с целью стимулирования внутреннего спроса и поддержки экономики, что укрепило потребительские настроения и стимулировало продажи широкого спектра продукции от автомобилей до бытовой техники. 


13 ноября

ИТОГИ ВЫСТАВКИ В ШАНХАЕ 

Казахстан подписал контракты на $120 млн на поставку мясной и масложировой продукции, сухого верблюжьего молока, соков и мармелада во время 7-й Китайской международной выставке импорта (CIIE) в Шанхае. Об этом сообщило Министерство торговли и интеграции РК.

Казахстан был представлен двумя национальными стендами: в Коммерческом и Национальном павильонах. В Национальном павильоне площадью 132 кв. м были представлены продукты и услуги, способствующие продвижению казахстанского экспорта. В секторе «Пищевая и сельскохозяйственная промышленность» приняли участие около 50 казахстанских производителей. 

Одним из ключевых событий стало открытие онлайн-продаж казахстанской продукции на платформе TikTok. В партнерстве с китайской компанией Jiangsu Soho Holding Group Co., Ltd был проведен стриминг, который позволил зрителям всего мира ознакомиться с ассортиментом товаров из Казахстана и приобрести их в реальном времени.
Казахстанские компании CEREBRA AI и Alaqan AI заняли первое и второе места в Региональном финале Глобального конкурса инноваций и предпринимательства для малого и среднего бизнеса «Maker in China» 2024 года в Центральной Азии, подтвердив высокий уровень казахстанского технологического потенциала.


АТЭС-31

Председатель КНР примет участие в 31-й встрече лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в столице Перу Лиме и посетит страну с государственным визитом с 13 по 17 ноября. 

В ходе обсуждений лидеры 21 экономики-члена АТЭС, на которые в совокупности приходится почти две трети мирового ВВП и половина мировой торговли, будут решать основные проблемы, с которыми сталкивается Азиатско-Тихоокеанский регион, включая изменение климата, устойчивые энергетические решения, переход к цифровой экономике и упрощение процедур торговли.

Китай является крупнейшим торговым партнером 13 экономик АТЭС. В общей сложности 15 экономик АТЭС подписали соглашения о свободной торговле с Китаем.

За первые десять месяцев 2024 года торговля Китая с другими экономиками АТЭС достигла исторического уровня в ¥21.27 трлн ($2.94 трлн), что составляет 59.1% от общей стоимости торговли Китая за тот же период.

Планируется, что на полях АТЭС состоится встреча Председателя КНР с Президентом США. На встрече с Си Байден планирует подвести итоги того, как США и Китай работали вместе за последние четыре года по таким вопросам, как военные коммуникации, борьба с наркотиками и искусственный интеллект.

Байден также планирует поднять вопрос о России, поскольку отношения Си с президентом России Владимиром Путиным развиваются. 


14 ноября

ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР

С начала текущего года Китай продолжил вести активное строительство железных дорог в стране. Об этом в среду сообщила Китайская государственная железнодорожная корпорация China Railway Group Limited.

Объем инвестиций в основные фонды железных дорог Китая с января по октябрь 2024 года достиг ¥635.1 млрд (около $88.2 млрд), увеличившись на 10.9% в годовом исчислении.

К настоящему моменту общая протяженность действующих железных дорог Китая превышает 160 тыс. км, из них 46 тыс. км приходится на высокоскоростные железные дороги.

Среди последних достижений железнодорожного строительства − введение в эксплуатацию новой высокоскоростной железной дороги, соединяющей город Сюаньчэн и уезд Цзиси в провинции Аньхой (Восточный Китай). 

Китайская государственная железнодорожная корпорация заявила, что выполнит годовой план по инвестициям, внеся свой вклад в укрепление динамики восстановления национальной экономики. 


COP-29

Специальный представитель председателя КНР и член Постоянного комитета Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая провёл в Баку в рамках всемирной конференции по изменению климата СОР-29 встречу с Генеральным секретарём ООН. 

Дин Сюесян сказал, что Китай твердо реализует национальную стратегию по решению проблемы изменения климата, делая зеленое и низкоуглеродное развитие ключевыми элементами для достижения высококачественного роста. Китай разработал и внедрил ряд политик и мер для достижения как экологических, так и экономических выгод.

Обязательство Китая достичь пика выбросов углерода до 2030 года и достижения углеродной нейтральности до 2060 года является осознанным и серьезным обещанием, сказал Дин, добавив, что ключ к борьбе с изменением климата заключается в практических действиях.

Со своей стороны, Антонио Гутерриш заявил, что Организация Объединенных Наций высоко ценит усилия и вклад Китая в достижение своих целей «двойного углерода» и благодарит Китай за его давнюю твердую поддержку дела Организации Объединенных Наций.

Он подтвердил готовность Организации Объединенных Наций укреплять сотрудничество с Китаем для совместного поддержания многосторонности, обеспечения успеха COP29 и лучшего решения глобальной проблемы изменения климата.


15 ноября

УМНЫЕ ОЧКИ BAIDU

Лидер поисковой отрасли Китая и давний инвестор в искусственный интеллект планирует продемонстрировать продукт на своем ежегодном мероприятии Baidu World в Шанхае на следующей неделе. 

Гаджет будет иметь встроенные камеры для съемки фотографий и видео и будет поддерживать голосовое взаимодействие, построенное на основе модели Ernie Foundation от Baidu.

Пекинская Baidu также работает над тем, чтобы извлечь выгоду из более чем десятилетнего развития ИИ, и ее умные очки будут подключаться к набору продуктов, таких как Baidu Maps и ее онлайн-энциклопедия Baike.  Продажи продукта, который, вероятно, будет стоить меньше, чем $299 Meta, могут начаться уже в начале 2025 года.


ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

Годовой объем производства транспортных средств на новых источниках энергии /NEV/ в Китае в четверг впервые превысил 10-миллионный рубеж, что в дальнейшем станет способствовать мировым усилиям по сокращению выбросов углерода.
Церемония, посвященная этому достижению, прошла в городе Ухань провинции Хубэй (Центральный Китай/) под руководством Министерства промышленности и информатизации КНР и была организована Ассоциацией автомобилестроительной промышленности Китая (CAAM).

Представители более десятка автопроизводителей приняли участие в мероприятии, в ходе которого с конвейера сошло несколько автомобилей, чтобы отметить выпуск 10-миллионного NEV в Китае в этом году.

В 2023 году в Китае объемы производства и продаж NEV составили 9.587 млн и 9.495 млн единиц соответственно.


16 ноября

САМОЛЁТ-НЕВИДИМКА

Долгожданный китайский самолет-невидимка J-35A ‒ центральный элемент авиасалона в Чжухае на этой неделе, разрабатывался более десяти лет. Другой вариант, J-35, J-35A предназначен для использования с авианосцев Китая.

По словам военных аналитиков, даже несмотря на то, что он поднимется в небо более чем через 10 лет после того, как его предшественник J-31 совершил свой первый полет, о характеристиках или скрытых возможностях J-35 известно немного.

J-35 и J-35A спроектированы и построены Shenyang Aircraft Corporation, подразделением государственной корпорации Aviation Industry Corporation of China. Государственное новостное издание People's Daily сообщило перед авиашоу, что J-35A «в основном выполняет задачу захвата и поддержания превосходства в воздухе». По оценкам, около 200 самолётов эксплуатируются в ВВС НОАК.  

Двигательная технология имеет решающее значение для современных истребителей, поскольку эффективность подразумевает большую дальность полета, возможность нести больше снаряжения и оружия, и более высокие скорости.

Иностранные военные атташе и аналитики по безопасности внимательно следят за развитием вариантов J-35, учитывая их важность для программы авианосцев Пекина.

Хотя три авианосца Китая остаются в режиме обучения и разработки и еще не проводили дальние операции за пределами Восточной Азии, ожидается, что успешный вариант J-35 станет ключевой частью способности ВМС НОАК проецировать мощь за пределами своих внутренних вод в ближайшие годы.

Шестидневная Китайская международная авиационная и аэрокосмическая выставка проходит в Чжухае с 12 по 17 ноября.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

В пятницу Китай представил пакет мер по урегулированию долга на сумму ¥10 трлн ($1.4 трлн) для облегчения финансовой напряженности местных органов власти и стабилизации замедления экономического роста. 

Основные детали плана:

План увеличивает квоту на специальные облигации до ¥35.52 трлн ($4.9 трлн), а общий потолок долга — до ¥52.79 трлн ($7.3 трлн). По данным министерства финансов, долг местных органов властей Китая по официальным квотам составлял ¥40.74 трлн ($5.6 трлн) на конец 2023 года. Новые средства помогут погасить долг, накопленный через механизмы финансирования местных органов власти (LGFV), которые Пекин называет «скрытым долгом», учитывая, что местные администрации использовали их для обхода официальных лимитов долга.

Кроме того, местным органам власти будет разрешено использовать ¥800 млрд ($111 млрд) в год в течение следующих пяти лет в виде выпуска облигаций, уже одобренных Пекином, а также для погашения займов, облигаций и теневых кредитов LGFV.

Влияние принятых мер: 

Напряжение, вызванное серьезным кризисом на рынке недвижимости с 2021 года, который уничтожил доходы от аукционов по продаже жилых земель застройщикам — ключевой источник финансирования для городов и провинций — поставило под угрозу целевой показатель роста Китая на 2024 год примерно в 5%. Чиновники оценивают, что обмен скрытого на официальный долг сэкономит ¥600 млрд ($83.4 млрд) в виде процентов для местных органов власти за пять лет. Наличие денег, доступных для погашения основного долга, также облегчает давление на эти администрации, связанное с сокращением расходов.

Министерство финансов оценивает «скрытый долг» в ¥14.3 трлн ($1.9 трлн) на конец 2023 года. Власти планируют сократить его до ¥2.3 трлн ($319 млрд) к 2028 году, при этом чиновники заявляют, что около ¥2 трлн ($278 млрд) прошлых долгов, накопленных для программ реконструкции трущоб, также будут погашены к 2029 году. Однако Международный валютный фонд оценивает долг LGFV в ¥60 трлн ($8.3 трлн) на конец 2023 года, или 47.6% от валового внутреннего продукта.

Аналитики ожидают, что препятствия росту вот-вот усилятся, поскольку Дональд Трамп вернется в Белый дом в январе. Трамп пригрозил тарифами, превышающими 60% на импорт китайских товаров в США, что потрясет промышленный комплекс Китая.

Пекин, возможно, приберегает фискальные боеприпасы для следующего раунда своей торговой войны с Вашингтоном.


17 ноября

AIRSHOW CHINA

Летающий автомобиль Land Aircraft Carrier, разработанный китайским производителем электромобилей XPENG, совершил свой первый публичный полет на 15-м Китайском международном авиакосмическом салоне (Airshow China), который проходит в городе Чжухай (провинция Гуандун, Южный Китай).

В первый день авиасалона летающий автомобиль впервые выполнил линейный разгон на низкой высоте, подъем по спирали, снижение на равномерной скорости и точную посадку, причем весь процесс проходил на автопилоте.
Как рассказал основатель компании XPENG Чжао Дэли, автомобиль состоит из двух модулей: наземного и воздушного. Наземный модуль, представляющий собой электромобиль, перевозит и заряжает воздушный модуль. Наземному модулю требуется всего пять минут, чтобы разместить и выпустить воздушный модуль, при этом ручное управление на протяжении всего процесса не требуется.

В настоящее время ведется строительство интеллектуальной базы по производству летающих автомобилей, которое, согласно плану, завершится в третьем квартале 2025 года. Предполагается, что годовой объем выпуска новых автотранспортных средств составит 10 тыс. единиц. Массовое производство летающих автомобилей и их поставки заказчикам начнутся в 2026 году.


ВЫСТАВКА ИНТЕРНЕТ-ВЕЩЕЙ

На Всемирной выставке интернета вещей (IoT), которая открылась в понедельник в городе Уси провинции Цзянсу (Восточный Китай), ожидается заключение сделок на сумму более ¥31.2 млрд (около $4.3 млрд).

Трехдневное мероприятие включает в себя конкурс, выставку новейших приложений и продукции, а также некоторые конференции, посвященные таким темам, как интеллектуальное зондирование, промышленный интернет и искусственный интеллект.

Сотни предприятий, включая State Grid, Huawei и China Mobile, приняли участие в выставке, выставочная площадь которой составила около 35 тыс. кв. м.

Ожидается, что в ходе мероприятия будет подписано 33 соглашения о реализации проектов в таких областях, как передовое производство и низковысотные радиолокационные станции обнаружения, с общим объемом инвестиций более ¥31.2 млрд ($4.3 млрд).

Уси стал образцовым городом страны с точки зрения развития индустрии IoT. Согласно последним статистическим данным, в 2023 году объем промышленного кластера IoT в Уси превысил ¥450 млрд ($62.5 млрд), что на 13.2 % больше, чем годом ранее. В мегаполисе сформировалась целостная производственная цепочка с более чем 3 000 предприятиями.


РОБОТОТЕХНИКА

Одной из самых больших проблем, с которой сталкиваются производители, является как оставаться конкурентоспособными, когда стоимость рабочей силы в Китае растет из-за сокращения численности трудоспособного населения.

Инсайдеры отрасли утверждают, что роботы просто берут на себя задачи, от которых все больше и больше работников отказываются. Генри Хан, президент ABB Robotics China, говорит, что роботы «искусны в выполнении скучной, грязной и потенциально опасной работы, на которую трудно нанять людей».

По их словам, наиболее эффективное обучение осуществляется поставщиками роботов и интеллектуального производственного оборудования.

Заместитель генерального директора Zongwei Джек Сюй говорит, что компания отправляет команды инженеров для установки своих продуктов и обучения клиентов использованию программного обеспечения, которое управляет заводской линией.

«Мы сами создаем программное обеспечение» − заявляет он. «Оно должно быть очень простым в использовании. У клиентов не так много времени, чтобы узнавать что-то новое от поставщиков, поэтому, если они не знают, как им пользоваться, они всегда звонят поставщику».

Сюй добавляет, что жесткая конкуренция в Китае означает, что клиенты могут требовать очень практического послепродажного обслуживания, что создает сильный стимул для того, чтобы сделать машины простыми в эксплуатации и избежать расходов на отправку инженеров. Например, Tusk Robots, компания из Гуанчжоу, производящая автономные машины, которые могут перемещать поддоны по складам и заводам, заменяя управляемые человеком погрузчики, играет активную роль в обучении своих клиентов.

Соучредитель Tusk Майкл Чжан рассказывает, что его первый клиент в Китае, немецкая инжиниринговая группа Bosch, закупила около 30 роботов для своего завода в Сиане по производству автозапчастей и смогла заменить более 50 рабочих, работавших на вилочных погрузчиках.

Тем временем рабочие отреагировали либо досрочным выходом на пенсию, либо прохождением технического обучения, чтобы получить конкурентное преимущество над машинами, согласно докладу NBER.

Существует мнение, что экономика меняется, и работникам приходится принимать радикальное решение: пройти обучение или выйти на пенсию, поскольку инвестиции в их собственный человеческий капитал того не стоят.



Гульмира Камеденова

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Анна Доре
Старший аналитик
Асан Курманбеков
Директор департамента
Игорь Савченко
Старший аналитик
Гульмира Камеденова
Старший аналитик
Александр Шмыров
Заместитель директора департамента
Арыстан Байбатшаев
Аналитик
Амир Актанов
Главный аналитик
Алмат Орақбай
Старший аналитик
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус