Внутренний рынок нефти и нефтепродуктов требует глубокого реформирования

Скачать

11 апреля для публичного обсуждения был опубликован проект приказа с изменением цен на бензин и дизтопливо в зависимости от объемов потребления и происхождения автотранспорта. Цель проекта – введение дифференцированных повышенных цен на ГСМ для иностранных граждан из-за разницы между внутренними и внешними ценами на ГСМ. Правительство обосновывает это необходимостью сохранения топливного баланса на внутреннем рынке и минимизации рисков «серого» экспорта топлива в соседние страны. Хотя мы согласны с тем, что необходимы меры по гармонизации внешних и внутренних цен на нефть и нефтепродукты, решение проблемы требует не административных, а кардинальных экономических подходов.

Недавно мы опубликовали обзор нефтяного сектора, в котором подробно описывали ситуацию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. Как обсуждалось в отчете, в стране присутствует очень высокая степень государственного регулирования в этой области, из-за чего цены на внутреннем рынке намного ниже, чем на внешних рынках. При этом это наблюдается как в части сырья, так и продукции переработки. Так, по некоторым оценкам, цена закупа сырой нефти на внутреннем рынке ниже почти на 55-70% экспортной вследствие политики государства по субсидированию внутренних цен за счет недропользователей, в то время как цены на нефтепродукты в РК вручную удерживаются на уровне ниже, иногда значительно, чем в других странах-членах ЕАЭС. Из-за этого казахстанские производители нефти, а также нефтепереработчики и оптовики, получающие крайне ограниченную маржу, лишаются стимулов к поставкам на внутренний рынок, а инвесторы не хотят вкладываться в новые месторождения. Также возникают проблемы, связанные с несанкционированным «серым» экспортом нефтепродуктов в соседние страны, как Россия или Кыргызстан.

Ситуацию на внутреннем рынке усугубляет и то, что все ключевые нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане почти полностью принадлежат государству в лице КМГ. Так, на сегодня КМГ владеет 100% долями в Атырауском и Павлодарском НПЗ, а также 50% долями в Шымкентском НПЗ и мини-НПЗ Caspi Bitum. Роль государства в этом бизнесе в РК огромна, хотя по международному опыту его в этой отрасли быть не должно. Во всем мире, включая Россию, государство ограничивается только обеспечением свободной конкуренции и противодействием монополизации рынка. Таким образом, вмешательство государства во внутренний рынок нефти и нефтепродуктов в РК проявляется на всех этапах – от добычи и поставок сырой нефти до ее переработки и дальнейшей реализации.

Нынешние предложения по повышению цен на ГСМ (в частности, на бензин АИ-92, АИ-93, дизельное топливо) для иностранных граждан, предлагаемые правительством, являются лишь одним из многих примеров такого вмешательства. Эти меры хоть и могут дать краткосрочный временный эффект, но в целом сути проблемы они не решат. Как мы уже ранее писали и как подчеркивают международные эксперты, административные инструменты, такие как полный запрет экспорта, ограничение объема закупок или введение дифференцированных цен, неэффективны. Для достижения паритета между внутренними и внешними ценами на нефть и нефтепродукты, а также устойчивого развития этой отрасли, прежде всего нужны экономические подходы. Они могут включать либерализацию экспорта и импорта, биржевые торги на открытом рынке, приватизацию ключевых НПЗ, а также прекращение политики по удержанию и субсидированию внутренних цен на сырую нефть и нефтепродукты.*

* Следует отметить, что в связи с созданием общего энергетического рынка ЕАЭС в Казахстане готовится закон о либерализации рынка нефтепродуктов к 2030 году. Однако будут ли в итоге реализованы эти планы, пока под вопросом, поскольку аналогичные меры предлагались в стране еще с начала 2000-х годов. 

Санжар Калдаров – Аналитический центр

При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна. 
 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус