Третья попытка изменить систему госпланирования вызывает еще больше вопросов

Скачать

29 марта этого года был опубликован третий проект правительственного документа по изменениям в системе государственного планирования. Первый проект был опубликован год назад (9 марта 2023 г.) и его не утвердили. Второй проект документа был опубликован 26 октября прошлого года и его так же не утвердили. Второй документ мы комментировали, где отмечали большие проблемы в действующей системе госпланирования и в предлагаемых изменениях в ней.

Последний проект системы госпланирования разработан уже от имени нового министра национальной экономики, в связи с чем данный документ вызвал у нас особый интерес. К сожалению, приходится отметить, что подходы нового правительства к стратегическому планированию в экономике Казахстана не изменились, а в некоторых моментах стали еще хуже и более расплывчатыми по сравнению с предыдущими проектами по системе государственного планирования. В данной публикации мы коротко описываем ключевые проблемы системы государственного планирования в Казахстане.

По нашему мнению, в действующей системе государственного планирования Казахстана (СГП) и в предложенных изменениях в ней можно отметить следующие фундаментальные проблемы:

  1. Государственное планирование социально-экономического развития страны касается каждого гражданина Казахстана, однако в текущей СГП и проекте новой СГП не предусматривается адекватной подотчетности госпланирования всему обществу, как на этапе утверждения планов, так и на этапе контроля за исполнением этих планов. Ключевой документ СГП «Национальный план развития Казахстана» (НПР) подготавливается, утверждается, исполняется и контролируется только в рамках исполнительной власти, что создает большой конфликт интересов.  По нашему мнению, чтобы обеспечить подотчетность СГП всему обществу, в парламенте должен утверждаться и контролироваться не только полноценный республиканский бюджет, но и долгосрочные планы развития страны – НПР.
     
  2. В текущем и новом документе по СГП указано, что утвержденный «Национальный план развития Казахстана» может корректироваться посланиями и поручениями Президента в любой момент времени. Поскольку из документов СГП непонятно, каким образом и исходя из чего принимаются решения Президента, приводящие к значительным корректировкам НПР, то это означает, что в Казахстане нет целостной и понятной системы долгосрочного государственного планирования. 
     
  3. Текущий и новый документ по СГП не ставят перед собой задачу по созданию высокоэффективной и конкурентоспособной экономики страны. В документах СГП есть задача по повышению благосостояния граждан, но это очень размытая задача, которую можно быстро, но ненадолго выполнить, просто целиком потратив Нацфонд.
     
  4. Ни в прошлых, ни в новых документах СГП не было и нет требования по критическому анализу прошлых государственных планов и мер по социально-экономическому развитию страны. Есть только требования по анализу текущей ситуации. Фактически система государственного планирования рекомендует начинать каждый план с «чистого листа» без анализа прошлых мер и планов, в результате чего правительство постоянно использует те же самые неэффективные государственные меры, которые не привели к положительным результатам в социально-экономическом развитии страны (то есть правительство постоянно «наступает на те же самые грабли»). 
     
  5. Все прошлые и новые СГП построены таким образом, как будто у Казахстана есть неограниченные финансовые ресурсы, чтобы профинансировать любые планы по государственным расходам и инвестициям. Однако это не так. В результате возникают ситуации кардинального несоответствия долгосрочных планов с бюджетными возможностями. 

    Например,*  Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК с учетом целевых показателей по Нацпроектам, утверждённым в 2021 году, запросило госфинансирование на сумму в 7.2 трлн тенге на срок Нацпроектов, а Минфин с учетом возможностей бюджета утвердил только сумму в 2.5 трлн тенге. Данный пример показывает, что долгосрочное планирование правительства сильно оторвано от реальности.

    Мы уже неоднократно писали, что государственное планирование по социальному и экономическому развитию страны должно осуществляться только в рамках среднесрочных лимитов по бюджетным расходам, которые определяются Среднесрочной Бюджетной Стратегией, утверждённой парламентом. 
     
  6. Текущий и новый документ по СГП нарушают принципы ОЭСР по корпоративному управлению в государственных компаниях. В частности, и в текущем, и в новом документе в систему государственного планирования включены планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний (госкомпании).

    В соответствии с принципами ОЭСР, государство должно обеспечить коммерческим государственным компаниям полную операционную независимость для достижения целей по развитию бизнеса и должно воздержаться от политического вмешательства в управление предприятиями с государственным участием. Государство должно позволить советам директоров госкомпаний осуществлять свои обязанности как в любой частной компании и уважать их независимость. Однозначно, включение планов развития госкомпаний в систему государственного планирования Казахстана грубо нарушает эти принципы ОЭСР.
     
  7. Государственный аудит, осуществляемый Высшей Аудиторской Палатой РК, должен быть ключевым элементом по контролю за исполнением утверждённых государственных планов. В действующем документе СГП относительно приемлемо описана роль государственного аудита в системе государственного планирования в Казахстане. Однако в проекте нового СГП государственный аудит даже не упоминается. 
     
  8. В проекте СГП, опубликованном 29 марта 2024 года, большие вопросы вызывают изменения в структуре и содержании ключевых документов системы государственного планирования. В действующем документе СГП указано, что самым главным документом Системы государственного планирования является «Стратегия развития Казахстана до 2050 года», а затем идет «Национальный план развития Республики Казахстан». 

    В проекте нового СГП сказано, что теперь самым главным документом СГП является «Национальный план развития Республики Казахстан» (НПР) и данный документ будет основываться на документах целеполагания, определяющих глобальное видение, долгосрочные направления и приоритеты устойчивого развития страны, а также долгосрочный прогноз развития Республики Казахстан. Главным документом целеполагания остается «Стратегия «Казахстан – 2050», но данный документ уже не будет входить в Систему государственного планирования. 

    Трудно понять логику исключения из Системы государственного планирования такого ключевого стратегического документа, который будет описывать видение, долгосрочные направления и приоритеты устойчивого развития Казахстана. Из этих изменений становится непонятным кто, каким образом и исходя из чего будет формировать долгосрочное видение развития страны.
     
  9. Также в проекте нового СГП вызывает большие вопросы то, что после Национального плана развития, вместо Концепций развития отраслей/сфер Казахстана, главными документами СГП стали планы развития госорганов, областей, городов республиканского значения и национальных управляющих холдингов. Согласно проекту нового СГП, Концепции развития отраслей/сфер стали необязательными и будут разрабатываться лишь по мере необходимости для обоснования системных преобразований в отрасли/сфере. 

    По нашему мнению, такие планируемые изменения по приоритетам ключевых документов СГП являются большой ошибкой. Концепции развития отраслей/сфер Казахстана являются комплексными документами, в которых всегда задействованы несколько государственных органов. Индивидуальные планы отдельных государственных органов должны строиться исходя из комплексных планов развития отраслей и сфер экономики Казахстана.  Например, сначала Концепция развития малого и среднего бизнеса в Казахстане, после чего индивидуальные меры по развитию МСБ должны быть включены планы задействованных государственных органов.    
     

  10. В действующем документе СГП есть требования по содержанию Национального плана развития, которые включают в себя спецификацию глав документа: введение; анализ глобальных тенденций; основные принципы реализации; подходы к реализации и ожидаемые результаты; и карта стратегических показателей. В проекте нового СГП по содержанию Национального плана развития отмечено только то, что НПР должен включать в себя Карту ключевых национальных индикаторов по соответствующим стратегическим направлениям. Из такого описания становится непонятным, будет ли еще что-нибудь включено в НПР, кроме Карты ключевых индикаторов?  

* Пример взят из консультативного документа правительства к проекту Бюджетного Кодекса

Мурат Темирханов – Советник председателя Правления

При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна. 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус