Транспортный сектор Казахстана в этом году продолжает оставаться одним из наиболее динамичных элементов экономики, чему способствуют масштабные государственные инвестиции, расширение нефтедобычи и рост транзитных и внешнеторговых потоков.
Основным драйвером роста является грузооборот, который показывает положительную динамику во всех ключевых сегментах отрасли. Увеличение объемов грузоперевозок связано с ростом таких важных секторов экономики, как нефтегазовая промышленность, сельское хозяйство, строительство и торговля. В целом отраслевая динамика поддерживается динамикой грузооборота автомобильным транспортом, который, возможно, растет за счет развития электронной коммерции и систем доставок. Отмечается значительное замедление роста пассажирооборота, преимущественно за счет снижения пассажирооборота железнодорожным транспортом и замедлением роста автомобильных перевозок.
Несмотря на замедление темпов роста за последние шесть месяцев, ожидается, что тенденция останется положительной благодаря развитию ключевых отраслей экономики. Однако по мере завершения текущих крупных проектов, снижение роста добычи нефти, и снижения эффекта фискальных стимулов темпы роста транспортного сектора будут замедляться. Для обеспечения стабильного развития отрасли важно продолжать модернизировать логистические мощности, улучшать тарифную политику и создавать привлекательные условия для частных инвестиций. Стратегической задачей остается развитие международных маршрутов, что поможет усилить транзитный потенциал Казахстана и повысить устойчивость транспортной системы.
В январе–ноябре 2025 года рост транспортного сектора замедлился до 20,3% г/г по сравнению с результатом за 10 месяцев (+20,7% г/г), но существенно обгоняя аналогичный показатель 2024 года (+8,1% г/г). При этом сектор все еще продолжает демонстрировать двузначные темпы роста на фоне высокой динамики ВВП (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика транспортного сектора, % г/г
Источник: БНС
Основной вклад в динамику отрасли вносит грузооборот (рост за 11М2025 на 11,8% г/г), при этом на грузоперевозки приходится 79% доходов отрасли. Рост грузооборота наблюдался практически во всех сегментах: железнодорожном транспорте (+7,4% г/г), автомобильных перевозках (+31,9% г/г), трубопроводном (+16,4% г/г), воздушном (+6,7% г/г), морском (+15,6% г/г) транспортах. Существенное снижение объемов зафиксировано только в сегменте внутренних водных перевозок (-43,5% г/г), который занимает незначительную долю в структуре отрасли и на общую динамику не влияет.
Основным драйвером грузооборота в Казахстане выступает железнодорожный транспорт, на долю которого приходится около 61% грузооборота и почти треть совокупных доходов транспортной отрасли. Грузооборот в железнодорожном сегменте (+7,4% г/г) вырос благодаря увеличению перевозок нефтяных и строительных грузов, химикатов, зерна.
Трубопроводный транспорт является важным элементом отрасли, обеспечивая 30% грузооборота отрасли. Факторами роста грузооборота в данном сегменте (+16,4% г/г) стали расширение добычи нефти и газа.
Грузовой автомобильный транспорт продолжает увеличивать свою долю в общем грузообороте (8,2% по итогам 11 месяцев 2025 года), демонстрируя наиболее высокую динамику +31,9% г/г. Такой значительный рост вызывает вопросы, поскольку общий объем транзитных перевозок через страну не увеличился пропорционально. Возможными факторами роста грузооборота в данном сегменте могли стать развитие электронной коммерции и систем доставок или изменение методологии учета грузооборота. В то же время грузооборот в воздушном и морском сегментах выросли на +6,5% и +15,6% соответственно, но их доля остается незначительной.
Пассажирооборот за январь-ноябрь 2025 года увеличился на 7,6% г/г, демонстрируя замедление по сравнению с динамикой за 10 месяцев (+8,3% г/г). Основную часть этого оборота обеспечивает автомобильный транспорт – 48,1%, он приносит чуть менее трети (27,1%) доходов сектора и обслуживает 98,2% всех пассажиров. Среди видов автомобильного транспорта наиболее заметен рост в сфере такси - пассажирооборот увеличился на 54,3% г/г, а количество перевезенных пассажиров выросло примерно в 2,4 раза за год. Этот рост, вероятно, связан с распространением мобильных приложений и развитием платформенных моделей занятости.
Воздушный транспорт обеспечивает около 34% всего пассажирооборота отрасли, при этом он генерирует 12,3% от всей отраслевой выручки. За отчетный период пассажирооборот в этом сегменте вырос на 6,7% г/г. В то же время пассажирооборот в железнодорожном транспорте снизился на 3% за год, отражая предпочтения населения в сфере мобильности, а также снижение относительной привлекательности железнодорожных поездок. Несмотря на это, по числу перевезенных пассажиров железнодорожный транспорт все же опережает авиационный сектор на 3,5 миллиона (17,8 миллиона против 14,3 миллиона пассажиров в авиации).
Транспортный сектор Казахстана в 2025 году является наиболее динамичным сектором, демонстрирующим с начала года двузначные темпы роста, значительно опережающие общую динамику роста экономики, что частично определяется эффектом низкой базы прошлого года. Ускорение экономической активности, рост объемов добычи нефти и реализация инфраструктурных проектов, а также инвестиционная активность в отрасли выступили ключевыми драйверами роста.
Мы считаем, что положительная динамика сектора сохранится с некоторым замедлением по мере ослабления вышеназванных факторов. Для сохранения устойчивой динамики в среднесрочной перспективе необходимо выстроить сбалансированную тарифную политику, повысить прозрачность регулирования и привлечь частные инвестиции. Приоритетными условиями также станут модернизация инфраструктуры, внедрение инноваций, расширение мощностей транспортных узлов, что позволит не только увеличить объемы транзита, но и углубить интеграцию страны в глобальные логистические цепочки.
Дарья Мартыневская – Аналитический центр
Арслан Аронов – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.





