Транспортный сектор за 10М2025: замедление темпов роста

Скачать

Транспортный сектор Казахстана в текущем году продолжает оставаться наиболее динамичным в экономике на фоне масштабных государственных инвестиций, расширения нефтедобычи, увеличения транзитных и внешнеторговых потоков. 

Локомотивом роста в секторе является грузооборот, продемонстрировавший положительную динамику во всех ключевых сегментах отрасли. Прирост объема грузоперевозок обеспечен за счет роста базовых секторов экономики: горнометаллургического, нефтегазового комплекса, сельского хозяйства, строительства и торговли. Положительный рост также наблюдается в пассажирообороте, в основном обеспечиваемом автомобильным транспортом. 

Несмотря на замедление темпов роста транспортной отрасли на протяжении последних пяти месяцев, мы ожидаем сохранение положительной динамики, поддерживаемой ростом ключевых отраслей экономики. Однако по мере завершения текущих крупных инициатив и снижения влияния фискальных стимулов темпы роста отрасли также будут замедляться. Для устойчивого развития отрасли важно обеспечение модернизации логистических мощностей, совершенствование тарифной политики и привлекательности сектора для частных инвестиций. Стратегическим направлением остается развитие международных маршрутов, что позволит укрепить транзитный потенциал Казахстана и повысить устойчивость отрасли.

Транспортный сектор продолжает демонстрировать двузначные темпы роста на фоне высокой динамики ВВП: по итогам 10М2025 рост составил 20,7% г/г. При этом отмечается замедление темпов роста по сравнению с показателями, зафиксированными за последние пять месяцев текущего года (Рис. 1).
 
Рис. 1. Динамика транспортного сектора, % г/г

Источник: БНС

Основной вклад в динамику отрасли вносит грузооборот (рост за 10М2025 на 11,7% г/г), при этом на грузоперевозки приходится 79% доходов отрасли. Рост грузооборота наблюдался практически во всех сегментах: железнодорожном транспорте (+7,2% г/г), автомобильных перевозках (+31,6% г/г), трубопроводном (+16,8% г/г), воздушном (+7,6% г/г), морском (+8,4% г/г) транспортах. Снижение объемов зафиксировано только в сегменте внутренних водных перевозок (-9,1% г/г), который занимает незначительную долю в структуре отрасли и на общую динамику не влияет. 

Основным драйвером грузооборота в Казахстане выступает железнодорожный транспорт, на долю которого приходится около 61% грузооборота и треть совокупных доходов транспортной отрасли. Рост грузооборота в железнодорожном сегменте (+7,2% г/г) обусловлен увеличением перевозок нефтяных и строительных грузов, химикатов, зерна. 

Трубопроводный транспорт является важным элементом отрасли, обеспечивая треть грузооборота отрасли в целом. Факторами роста грузооборота в данном сегменте (+16,8% г/г) стали расширение добычи нефти и газа. 

Грузооборот автомобильного транспорта продолжает усиливать долю в общем грузообороте (8,2% по итогам десяти месяцев 2025 года), демонстрируя наиболее высокую динамику в отрасли за 10М2025 — 31,6% г/г. Такой высокий рост вызывает определенные вопросы касательно причин такого ускорения, если учесть, что общий объем транзитных перевозок через страну не увеличился пропорционально этой величине.Факторами роста грузооборота в данном сегменте (+16,8% г/г) стало расширение добычи нефти и газа. Грузооборот в воздушном и морском сегментах вырос на 7,6% г/г и 8,4% г/г соответственно, при этом их доля в общем объеме грузоперевозок остается несущественной.

Пассажирооборот за десять месяцев 2025 года вырос на 8,3% г/г, также продемонстрировав некоторое замедление темпов роста по сравнению с 9М2025 (+8,8% г/г). Основную часть обеспечивает автомобильный транспорт — 48% пассажирооборота, более четверти доходов сектора и 98% от общего числа перевезенных пассажиров. Наиболее высокая динамика наблюдается в услугах такси, где пассажирооборот вырос на 51,5% г/г, а число перевезенных пассажиров увеличилось в 2,5 раза в годовом сравнении. Такой рост, среди прочего, может быть связан с распространением приложений и формализацией рынка после внедрения моделей платформенной занятости. 

На воздушный транспорт приходится свыше трети пассажирооборота и около 13% общих доходов отрасли. За отчетный период пассажирооборот в воздушном сегменте вырос на 7,5% г/г. В то же время пассажирооборот в железнодорожном транспорте продолжает сокращаться (-2,7% г/г), отражая предпочтения населения в сфере мобильности, а также снижение относительной привлекательности железнодорожных поездок. Тем не менее по числу перевезенных пассажиров железнодорожный транспорт опережает воздушный транспорт: 16,4 млн против 13,1 млн пассажиров в авиации.

Транспортный сектор Казахстана в 2025 году является наиболее динамичным сектором, демонстрирующим с начала года двузначные темпы роста, значительно опережающие общую динамику роста экономики, что частично определяется эффектом низкой базы прошлого года. Ускорение экономической активности, рост объемов добычи нефти и реализация инфраструктурных проектов, а также инвестиционная активность в отрасли выступили ключевыми драйверами роста.

Мы считаем, что положительная динамика сектора сохранится с некоторым замедлением по мере ослабления вышеназванных факторов. Для сохранения устойчивой динамики в среднесрочной перспективе необходимо выстроить сбалансированную тарифную политику, повысить прозрачность регулирования и привлечь частные инвестиции. Приоритетными условиями также станут модернизация инфраструктуры, внедрение инноваций, расширение мощностей транспортных узлов, что позволит не только увеличить объемы транзита, но и углубить интеграцию страны в глобальные логистические цепочки.

Салтанат Игенбекова - Аналитический центр
Александр Вернер – Аналитический центр

При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна. 
 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Салтанат Игенбекова
Главный аналитик
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Арслан Аронов
Старший аналитик
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус