Наиболее существенными межотраслевыми программами, направленными на реализацию транспортно-транзитного потенциала Казахстана, являются Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, которой предшествовали Программа развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан на 2004-2006 гг. и Программа по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы. На текущий момент реализуется Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы Жол» на 2015-2019 гг. В рамках государственных программ по развитию транспортно-транзитного потенциала было направленно порядка Т7,930 млрд. В рамках программы «Нурлы Жол» предполагалось финансирование в размере Т7,676 млрд. Согласно заявлению министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, в текущем году будет разработана и представлена концепция программы «Нурлы Жол» до 2025 г.
Транспортная отрасль Казахстана за последние несколько лет не демонстрировала серьезных структурных изменений, сохраняя свою долю в ВВП на уровне средних значений чуть более 7% (2015-2018 гг.). По состоянию на конец 2018 г., согласно нашей оценке, доля отрасли составила 7,5% (7,4% в 2017 г.). Валовый выпуск услуг транспорта за январь-декабрь 2018 г. по предварительным данным составил Т7,240 млрд (+11,8% г/г или Т6,474 млрд. в 2017 г.). Прирост отрасли в реальном выражении составил 4,6% г/г против 4,8% г/г годом ранее. В структуре доходов отрасли от перевозки по видам транспорта на долю железнодорожного (ЖД) и трубопроводного транспорта в среднем приходится 81% (78,7% в 2018 г.) в 2007-2018 гг. Доля городского транспорта (автобусный, такси, троллейбусный, трамвайный) в структуре дохода за советующий период составила 3,8% (3,5% в 2018 г.). Среднее значение доли морского транспорта (речного внутреннего и морского) составляет 0,5% (0,2% в 2018 г.).
Изменения объемов грузоперевозок в Казахстане в 1991-2018 гг. были неравномерные. На начало периода наблюдения приходятся наиболее заметные объемы перевозок грузов, которые составляли 2 513,4 млн. тонн или 437,2 млрд. т/км с последующим сокращением объемов до 1 065,9 млн. тонн или 149,7 млрд. т/км в 1999 г. Объём перевозок грузов всеми видами транспорта в 2018 г. увеличился на 4,0% г/г и составил 4 130,6 млн. тонн грузов, багажа и грузобагажа (5,8% г/г в 2017 г.). Рост грузооборота в 2018 г. составил 5,7% г/г до 596,1 т/км (8,7% г/г в 2017 г.).
В части пассажирских перевозок основная нагрузка по видам транспорта в республике Казахстан приходится на автобусные перевозки. В периоде с 1998 г. по 2008 г. доля перевозок этим видом транспорта составляла в среднем 69% или 6 327 в среднем за период. Начиная с 2009 г. доля этого транспорта существенно возрастает с 74% (8 692 млн. чел.) до 82% (18 314 млн. чел.) в 2016 г. В 2017 г. наметилось сокращение доли автобусных перевозок и по состоянию на конец года доля пассажиров, перевезенных этим видом транспорта, составила 80% (18 237 млн. чел.), а в 2018 г. 72% (16 541 млн. чел.).
Динамика инвестиций в отрасль транспорта (без учета складирования) была крайне неравномерной. Так, с 2004-2009 гг. наблюдался положительный прирост в объемах инвестиций в отрасль с Т87 млрд. до Т571 млрд. в год. В 2010 г. инвестиции в основной капитал составили Т310 млрд. в 2013 г. достигли своего исторического максимума в Т964 млрд. В дальнейшем наблюдается сокращение объема инвестиций в отрасль до Т405 млрд в 2016. В 2017 г. инвестиции в основной капитал отрасли из всех источников финансирования составили Т492 млрд. в текущих ценах или 157 млрд. тенге в ценах 2003 г. Существенный приток инвестиций (64% в среднем за период) в периоде 2003-2017 гг. был направлен в сектор транспортировки по трубопроводу. Валовый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) показал, что в структуре всех иностранных инвестиций доля инвестиций в транспортную отрасль (за минусом складирования) в среднем в 2005-2018 гг. составляла порядка 1,4%.
С 2003 г. по 2018 г. основные средства (ОС) отрасли увеличились в 13,1 раза и по состоянию на начало 2018 г. и составили Т7,042 млрд. ОС отрасли с поправкой на инфляцию (2003=100) увеличились в 4,2 раза и составили Т2 248 млрд. В структуре основных средств отрасли транспорта существенная доля в 60% (в среднем за 2008-2017 гг.) приходится на основные средства (ОС) транспортирования по трубопроводу. Доля автомобильного и городского электрического транспорта в структуре ОС отрасли с 2004-2017 гг. в среднем составляла 7%. Доля ОС воздушного транспорта в структуре отрасли в среднем составляла порядка 4,1% за анализируемый период.
По состоянию на конец 2017 г. амортизация ОС отрасли транспорта и складирования составила 24,2%. Уровень амортизации ОС по отрасли с 2003 г. по 2010 г. был выше и в среднем составлял 30%, с 2011 г. по 2017 г. этот показатель в среднем составил 25%. Такая тенденция характерна для всех видов транспорта. Оценка эффективности использования основных средств отрасли транспорта (валовый выпуск услуг транспорта к ОС по первоначальной стоимости) показала, что фондоотдача с 2006 г. непрерывно убывала с 1,21 до 1,10 тенге в 2008 г. С 2009-2012 гг. наблюдается сокращение показателя фондоотдачи с 0,97 до 0,71 тенге. В 2015 г. 1 тенге основных средств отрасли транспорта создавал всего лишь 0,62 тенге валового выпуска в ценах 2006 г. Наблюдаемое убывание показателя фондоотдачи показывает, что в отрасли происходит накопление капитала, использование которого происходит неэффективно, что подтверждает динамика роста валового выпуска отрасли транспорта (в текущих ценах 13,4% и в ценах 2006 г. 7,4%), уступающая темпам роста накопления капитала в отрасли (в текущих ценах 20,7% и в ценах 2006 г. 15%).
Накопленная инфляция цен (2005=100) в отрасли транспорта составила 445%, в то время как показатель инфляции потребительских цен составил 287%, а ИЦ производителей промышленной продукции 318%. Другими секторами, демонстрирующими существенную накопленную инфляцию, является индекс цен приобретения продукции производственно-технического назначения 333% и индекс цен производителей продукции сельского хозяйства 303%. Основными причинами наблюдаемого уровня инфляции цен в отрасли является высокая ее монополизация, технологически и физически устаревшая техника, а также высокие операционные расходы, связанные с инфраструктурой и обслуживанием старой техники. Кроме того, техническое обслуживание устаревающего железнодорожного парка с использованием неоригинальных запчастей, делает обслуживание транспортной техники ненадежным и непродолжительным по времени в пост-ремонтной эксплуатации и увеличивает операционные расходы компании, которые отражаются в росте тарифов.
Трудовые ресурсы, занятые в отрасли транспорта и складирования, в 2006-2018 гг. увеличились с 437,4 тыс. человек до 624,7 тыс. человек. Пополнение отрасли трудовыми ресурсами в рассматриваемом периоде происходило со среднегодовым темпом в 3,1%. Доля занятых в отрасли транспорта и складирования увеличилась с 5,9% в 2006 г. до 7,2% в 2018 г.
Структура занятого населения в отрасли в 2006 г. на 74,5% была представлена наемными работниками. Начиная с 2011 г., наблюдается сокращение доли наемных работников с 72,8% до 67,5% в 2018 г. В 2018 г. количество занятого населения в отрасли транспорта и складирования составило 625 тыс. человек. Статистика отрасли также имеет информацию о списочной численности работников, т.е. численность лиц, принятых по трудовому договору, которая меньше общей численности трудовых ресурсов отрасли в среднем на 62,4%. В среднем заработная плата на одного работника в отрасли транспорта и складирования на 29% была выше среднемесячной номинальной заработной платы в целом по экономике. Сложившийся размер среднемесячной заработной платы на одного работника в отрасли транспорта и складирования в 2018 г. (4 квартал) на уровне 223,7 тыс. тенге был соизмерим с размером номинальной заработной платы в отрасли строительства (227,5 тыс. тенге) и промышленности в целом (255,5 тыс. тенге).
Проведенный двухфакторный анализ показал, что положительный вклад в рост отрасли транспорта оказывает наращивание капитала отрасли при этом коэффициент эластичности этого фактора составил в первой модели 0,65 и во второй 0,59. Получается, что увеличение ОС на 1 п.п. рост валового объема выпуска в отрасли составит 0,65 п.п. С учетом того, что фактор труда в этих моделях имеет отрицательную эластичность на уровне (-0,70) при уровне надежности модели в 90%, то становится очевидным, что отрасль фактически растет за счет количественного наращивания капитала. Принимая во внимание, что структура доходов отрасли в республике более чем на 70% формируется за счет таких капиталоемких подотраслей транспорта, как железнодорожный транспорт (перевозки грузов) и транспортировка грузов по трубопроводу (газ и нефть), то становится очевидным, что капитал этих подотраслей будет и в дальнейшем определять выпуск отрасли и его фондоотдачу.