Транспортный сектор Казахстана в 2025 году стал самым быстрорастущим в экономике на фоне высокого роста ВВП в 1 полугодии 2025 года, во многом за счёт масштабных госинвестиций, роста транзитных потоков и благоприятной внешней конъюнктуры. Основной вклад в развитие отрасли обеспечивает грузооборот, рост которого наблюдался практически во всех его сегментах. Положительный рост также демонстрирует пассажирооборот, в основном обеспечиваемый автомобильным транспортом.
В перспективе мы ожидаем сохранение положительной динамики на фоне роста ключевых отраслей и реализации инфраструктурных проектов, но для устойчивого развития важно фокусироваться на долгосрочных приоритетах, сохраняя баланс между расширением транспортного сектора и диверсификацией экономики.
В первом полугодии 2025 года экономика Казахстана демонстрирует ускорение темпов экономического роста до 6,2% г/г. При этом наиболее высокая динамика зафиксирована в транспорте (+22,7% г/г), который продолжил демонстрировать двузначные темпы роста, сохранявшиеся на протяжении всех шести месяцев 2025 года (Рис.1).
Рис. 1. Динамика отрасли «Транспорт и складирование», % г/г
Источник: БНС
Развитие отрасли было поддержано увеличением инвестиций в основной капитал на 16,2% г/г. При этом более трети инвестиций (35%) обеспечено за счет финансирования госбюджетом, объем которого за 6 месяцев текущего года вырос на 76% г/г.
Основной вклад в развитие отрасли обеспечивает грузооборот, на который приходится 80% доходов отрасли (Рис.2). Рост грузооборота наблюдался практически во всех его сегментах: железнодорожных (+8,0% г/г), автомобильных перевозках (+40,8% г/г), трубопроводном (+17,1% г/г), воздушном (+13,2% г/г), морском (+7,8% г/г) транспорте. Снижение объемов зафиксировано в сегменте внутренних водных перевозок, доля которого в структуре отрасли незначительна, и на общую динамику не влияет.
Драйвером грузооборота является железнодорожный транспорт, обеспечивая более 60% грузопотока и треть доходов транспортной отрасли в целом. В силу сырьевой структуры экономики Казахстана и статуса самой крупной по площади страны, не имеющей выхода к морю, железнодорожные пути Казахстана входят в число наиболее загруженных в мире, наряду с Бразилией, Канадой и Австралией. Структура железнодорожных перевозок традиционно соответствует структуре экономики, где доминируют сырьевые отрасли.
Рост данного сегмента (+8,0% г/г) был обусловлен увеличением перевозок нефти, нефтепродуктов, других сырьевых товаров, повышением тарифов в 1 полугодии 2025 года, ростом транзитных перевозок. По данным национального перевозчика объем экспортных перевозок по их магистралям в 1 полугодии увеличился на 9%, в том числе зерна — на 65%, строительных грузов — на 37%, угля — на 14%, нефти — на 9%.
Трубопроводный транспорт является важным элементом отрасли, обеспечивая треть грузооборота отрасли в целом. Факторами роста данного сегмента (+17,1% г/г) стали расширение добычи нефти и газа, а также актуализация тарифов по перекачке нефти по магистральным трубопроводам.
Рис. 2. Основные показатели транспорта, % г/г
Источник: БНС
Автомобильный транспорт нарастил долю в грузообороте с 6% в 1 полугодии 2024 года до 8% по итогам 6 месяцев текущего года, демонстрируя наиболее высокую динамику в отрасли за 6 месяцев текущего года — 40,8% г/г, обусловленную его гибкостью и оперативностью. Факторами роста являются развитие ключевых секторов экономики (промышленность, строительство, торговля), активное развитие e-commerce.
Воздушный транспорт продемонстрировал рост грузооборота на 13,2% г/г, при этом доля данного вида транспорта незначительна в общем объеме грузоперевозок отрасли в целом.
Пассажирооборот за 6 месяцев вырос на 12,0% г/г, при этом половину объема обеспечивает автомобильный транспорт (рост на 20,1% г/г), в основном автобусный (+19,1% г/г), как наиболее доступный вид перевозок. Активную динамику в последние годы демонстрируют услуги такси (+32,0% г/г), чему способствовали широкое распространение мобильных приложений и интернет-агрегаторов, алгоритмы динамического ценообразования и упрощение процедур регулирования. Так, за 6 месяцев 2025 года услугами такси воспользовались 70,6 млн пассажиров, что в 2 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
Воздушный транспорт демонстрирует рост пассажироперевозок на 9,4% г/г, обеспечивая треть пассажирооборота отрасли. При этом железнодорожные перевозки постепенно теряют свои позиции на рынке перевозок пассажиров. Так, если в 1 полугодии 2023 года доля железнодорожных перевозок составляла 20% в общем пассажирообороте, то в 1 полугодии 2025 года – 18%. В 1 полугодии зафиксировано снижение пассажирооборота железнодорожного транспорта на 2,3% г/г, отражая смещение спроса в пользу более дешёвого транспорта на фоне недостаточного обновления подвижного состава, износа инфраструктуры и, возможно, недостаточной гибкости расписаний железнодорожного транспорта.
Транспортный сектор Казахстана стал наиболее динамичным сектором в текущем году, что частично определяется эффектом низкой базы прошлого года. При этом, остаются вопросы по исключительно высоким значениям роста в 2025 году, значительно превышающим общий темп роста ВВП. Наблюдаемый разрыв между общим ростом экономики и динамикой транспортного сектора (один из наиболее заметных за последние 10–15 лет) может отражать совокупное влияние восстановительных процессов, значительных государственных инвестиций, увеличения транзитных потоков и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, при этом не обязательно свидетельствуя о глубинных технологических или производственных изменениях в экономике в целом.
В ближайшие годы мы ожидаем сохранение положительной динамики транспорта, поддерживаемой ростом ключевых отраслей экономики и реализацией масштабных инфраструктурных проектов. При наличии значительных возможностей страны по расширению транзитного потенциала необходимо уделить внимание вопросам износа инфраструктуры, тарифной политики, регулирования и инноваций.
Салтанат Игенбекова – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.
Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.