1 марта международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне «BBB-/А-3» с прогнозом «стабильный». Такое решение агентства было обосновано тем, что риск более медленного роста и высоких внешних финансовых потребностей нивелируется планируемыми государственными и экономическими реформами, как и устойчивыми международными резервами. При этом роста экономики выше 5% в ближайшие годы, прогнозируемого правительством, по мнению S&P не состоится – в среднем в период с 2024 по 2027 гг. он составит 3.6% даже с учетом запуска проекта расширения Тенгиза в середине 2025 года.
Рейтинг S&P в будущем может быть улучшен, если в стране будут наблюдаться структурные реформы, которые простимулируют ненефтяной рост экономики и политическую стабильность с одновременным совершенствованием трансмиссионного механизма монетарной политики, низкой инфляцией и приверженностью плавающему валютному курсу. Основными рисками, которые могут ухудшить прогноз, S&P называет дальнейшее расширение фискального дефицита, которое может произойти на фоне продолжения быстрого роста импорта и перебоев в работе Каспийского Трубопроводного Консорциума в течение продолжительного периода, что неминуемо приведет к снижению нефтяного экспорта.
Агентством в очередной раз было отмечено, что, несмотря на усилия по диверсификации, высокая зависимость страны от сырьевого сектора, который формирует 20% ВВП, более 30% доходов бюджета и более половины экспортных доходов, сохраняет высокую уязвимость для активов Казахстана. Кроме того, основная устойчивость фискального и внешнего балансов была сформирована во времена высоких цен на сырье до 2014 года. Однако благодаря этому внешние ликвидные активы будут превышать внешний долг в ближайшие несколько лет.
Снижение глобального инфляционного давления и укрепление курса национальной валюты хоть и привели к значительному снижению инфляции, все же не могут устранить риски повышения цен из-за несбалансированных бюджетных расходов и роста тарифов ЖКХ. Тем не менее, S&P ожидает дальнейшее снижение инфляции и ее постепенное приближение к 5% таргету Национального банка к 2026 году.
В то же время наблюдается разрыв в более чем 2 пп по экономическому росту между прогнозами правительства и агентства S&P – и в 2024, и в 2025 гг. правительство ожидает реальный рост экономики, превышающий 5%, а к концу 2026 года он и вовсе должен достичь 6% и сохраниться в дальнейшем, что сильно контрастирует с 3.6% в среднем за период с 2024-2027 гг. от S&P. Несмотря на то, что такой прогнозный рост экономики отражает предполагаемый в середине 2025 года запуск проекта расширения Тенгиза, на его умеренные значения влияют ожидания аналитиков S&P по скорому сокращению государственных расходов, а значит и внутреннего спроса и инвестиций. В то время как 5% рост экономики в 2023 году был поддержан высокими государственными расходами, рост которых в среднем составил 23% в 2022-2023 гг. благодаря трансфертам из Национального фонда, их увеличение может снизиться до 8-9% в год, отмечает S&P. Кроме того, соблюдение фискальной дисциплины ожидаемо повлечет и снижение темпов роста импорта и положительно скажется на снижении дефицита текущего счета.
С одной стороны, мы согласны с агентством в том, что темпы роста экономики замедлятся, хоть и не так сильно, как предполагает S&P (3.5%) – наш прогноз составляет 4.5% в 2024 г. К сожалению, структурных реформ в экономике не наблюдается, сырьевой сектор сохраняет свое доминирующее положение в динамике роста экономики, а несбалансированный рост государственных расходов в последние годы не привел к качественным изменениям в экономике. То есть, устойчивого и надежного источника для весьма оптимистичных прогнозов правительства нет, и в случае, если фискальная дисциплина действительно будет соблюдаться, темпы роста неминуемо снизятся. Однако рост государственных расходов может продолжиться, что хоть и вызовет краткосрочный рост экономики, будет способствовать дальнейшему накапливанию дисбалансов и проинфляционному давлению.
Мадина Кабжалялова – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.