Состояние госбюджета в первом полугодии 2017 года

Скачать

Доходы государственного бюджета в первом полугодии этого года (без учета трансфертов Нацфонда) выросли на 11% г/г, благодаря повышению налоговых поступлений на 14% и роста прочих поступлений. Трансферты Нацфонда увеличились на 51% г/г. В разбивке по налоговым поступлениям наблюдается рост по КПН +7,7% г/г, ИПН +9,6% г/г, соцналог +10,2% г/г, НДС +11% г/г, при этом поступления НДС на товары и услуги, произведенные в РК почти не изменились, а по импорту рост на 17,3% г/г. В целом налоговые поступления в первом полугодии составили 48% от запланированных на этот год, трансферты Нацфонда 36% от плана.

Увеличение поступлений по ИПН и соцналогу сопровождается ростом номинальной оплаты труда в экономике на 8% г/г по данным за 1 квартал. Рост поступлений по НДС на 17% сопоставим с повышением импорта на 10,7% г/г за январь-июнь 2017 года, и с оборотом розничной торговли на 15% г/г за первую половину этого года.
Поступления по корпоративному подоходному налогу обеспеченно увеличением авансовых платежей и повышением деловой активности в экономике. По нашей оценке, рост номинального ВВП в первом полугодии составил 15%.

Повышение нефтяных котировок на 30% г/г в первой половине этого года положительно отразилось на поступлении нефтяных доходов, которые после минимального уровня в 3,8% от ВВП в 2016 году повысились до 4,7% от ВВП в июле 2016-июне 2017г. При этом, на фоне более медленного восстановления несырьевого сектора, ненефтяные доходы уменьшились примерно на 1пп ВВП.

Затраты госбюджета в 1П2017г. повысились на 8% относительно показателей аналогичного периода прошлого года и составили 37% от запланированных на этот год. Данное отставание обусловлено значительными суммами, предусмотренными на оздоровление банковской системы через госбюджет. В первых числах июля было осуществлено выделение средств, предназначенных БВУ и соответственно отставание по расходной части должно было быть устранено. 

Расходы на образование, здравоохранение и культуру за январь-июнь 2017г. увеличились на 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и соответствовали графику освоения годового плана. Можно отметить, что расходы на данные статьи были сопоставимы размеру трансферта из Нацфонда в этом же периоде.
Расходы на соцобеспечение увеличились на 11,5% г/г, в том числе, ввиду повышения пенсий на 9% с начала этого года, в целом за год рост пенсий предусматривается на уровне до 28%. Благодаря повышению пенсий нивелируется спад реальных зарплат занятого населения, находящихся в отрицательной зоне с 2015 года.
Финансирование государственных услуг, включающих оборону, общественный порядок и другие выросло на 7% г/г с незначительным отставанием от плана на этот год.

Сильный рост почти на 30% наблюдается по затратам на экономику включающие такие статьи, как: сельское хозяйство, инфраструктура, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и др., однако по данным статьям освоение составило только примерно более трети от плана. Наиболее крупные статьи представлены сферами транспорта и ЖКХ, что обусловлено реализацией госпрограммы «Нурлы Жол». На реализацию данной программы с 2015 года в среднем в год выделялось почти полтриллиона тенге.

По статье – обслуживание долга затраты уменьшились примерно на 11% г/г. На это видимо повлияло укрепление тенге учитывая, что более трети государственного долга приходится на внешние займы.

По прочим затратам уменьшение расходов на половину связано с прекращением финансирования подготовительных мероприятий в рамках ЭКСПО-2017.

По бюджетной категории «Бюджетные кредиты», затраты возросли на 64%. Основные статьи это - кредитование Аграрной кредитной корпорации на поддержку агропроизводителей (60 млрд тенге) и кредитование нацхолдинга Байтерек на сумму в 116 млрд тенге на реализацию различных госпрограмм.

По бюджетной категории «Приобретение финансовых активов» затраты увеличились на три четверти. На 118 млрд тенге было произведено увеличение капиталов госкомпаний в космической, военной, инфраструктурной и финансовой сферах. Также на 11,7 млрд были приобретены акции международных финансовых организаций.
Дефицит госбюджета (без учета Нацфонда) пока находится на низком уровне и по итогам первого полугодия составил 92 млрд тенге, при запланированном -1,7 трлн за год в целом. На это повлияли более высокое финансирование из Нацфонда и отставание по расходам от плановых показателей. Финансирование дефицита госбюджета осуществлялось преимущественно за счет размещения долговых бумаг Минфина на местном рынке. Размер правительственного долга за первое полугодие 2017 года незначительно увеличился на 4%, но при более быстром росте экономики снизился до менее 24% от ВВП страны.

Консолидированный баланс бюджета страны (с учетом Нацфонда) в июле 2016-июне 2017г. умеренно улучшился до -3,6% от ВВП, с -5,2% от ВВП за 2016 год. Однако, как уже отмечалось, значительные расходы госбюджета еще предстоят во втором полугодии и соответственно данное улучшение носит временный характер. По нашим оценкам дефицит консолидированного бюджета достигнет 6,2% от ВВП в текущем году, что близко к показателю 2015 года. В дальнейшем при благоприятном уровне цен на нефть и осуществлении планируемого сокращения использования средств Нацфонда можно ожидать некоторого улучшения состояния госфинансов. 

Ненефтяной дефицит бюджета в июле 2016-июне 2017г. почти не изменился и находился у отметки в 9% от ВВП. В связи с повышением расходов госбюджета во второй половине года ненефтяной дефицит, по нашей оценке, увеличится до 12,6% от ВВП.  

Поступления в Нацфонд в первом полугодии упали на 78% г/г, под влиянием переоценки валютных активов на фоне укрепления нацвалюты, несмотря на инвестиционный доход в $1,3 млрд в первом квартале и его увеличения до $2,4 млрд за полугодие.

Без учета инвестдохода, налоговые поступления в Нацфонд за первую половину года выросли почти на три четверти, что значительно опережает рост выручки от экспорта нефти на 45% г/г в аналогичном периоде и скромного роста физических объемов экспорта нефти на 3,5% г/г.

Поступления средств в Нацфонд в первом полугодии этого года, без учета инвестдохода были существенно ниже изъятия. Так поступления едва превысили 1 трлн тенге, тогда как использование средств Нацфонда было на 600 млрд больше. В целом за год планируется использование 4,4 трлн тенге из средств Нацфонда. В тоже время максимальная сумма поступлений в Нацфонд не превышала 3,5 трлн тенге, до девальвации тенге 2014 года.
 
Наше мнение
Восстановление экономической активности, поддерживаемое ростом цен на нефть и металлы на 30% г/г в первом полугодии 2017 года, положительно сказалось на доходах госбюджета. В результате, повышения налоговых и неналоговых поступлений вместе с повышенным использованием средств Нацфонда и отставания от плана по расходам, наблюдается незначительный размер официального дефицита бюджета. Опережающий рост размера номинального ВВП повлиял на уменьшение относительной нагрузки государственного долга.

Более быстрый рост нефтегазового сектора в среднесрочной перспективе будет определять сильную зависимость госбюджета от доходов нефтедобывающей отрасли. По нашей оценке, размер ненефтяного дефицита госбюджета в текущем году достигнет двузначной величины в 12,6% от ВВП, ранее столь высокий дисбаланс госбюджета наблюдался только в 2009 и 2015 годах.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус