Повышение цен на нефть на 40% положительно повлияло на результаты госбюджета за 9М2018г., поступления по корпоративному налогу демонстрируют скромное увеличение на 5% г/г при общем росте налогов на 18%. При этом государственный долг незначительно снизился до 25% от ВВП.
Динамика доходов госбюджета свидетельствует о более слабом восстановлении несырьевого сектора, где поступления по корпоративному налогу демонстрируют очень скромное увеличение на 5% г/г при общем росте налогов на 18%.
Основной эффект на рост доходов обеспечивается повышением цен на нефть ввиду сильного роста на 40% вместе с ослаблением тенге более чем на 10%.
Затраты госбюджета выросли на 12% за 9М2018, основной рост как прежде сохраняется в социальной сфере, где расходы превысили 5% от ВВП, по другим статьям наблюдается слабая динамика.
Дефицит госбюджета (без учета Нацфонда) по итогам 9М2018 года составил Т125 млрд, что способствовало небольшому снижению государственного долга до 25% от ВВП.
Благодаря росту цен на нефть и приостановлению использования средств на целевой трансфер в текущем году, поступления в Нацфонд превысили изъятия из него впервые с 2015 года, что предполагает возобновление накопления нефтедоходов в Нацфонде в текущем году. Валютные активы в октябре возобновили небольшой рост.
Сохранение высокого ненефтяного дефицита (-11% от ВВП за 9М2018 г.) при продолжающейся поддержке банков служит источником дополнительного драйвера несбалансированного состояния госбюджета и отражает сохраняющиеся риски в банковской системе и общее слабое восстановление несырьевой части экономики.
На фоне сокращения использования средств Нацфонда, государством более активно начали привлекаться средства Нацбанка и ЕНПФ, что создает конфликт интересов у первого и может повысить риски второго. При этом это никак не способствует развитию несырьевого сектора и тем самым зависимость государственного бюджета от нефтяных цен не меняется.
Перераспределение бюджетных средств в квази-государственный сектор, в том числе за счет внебюджетных фондов, поддерживает высокую долю госсектора, что противоречит заявленной стратегии государства по стимулированию роста доли частного сектора в экономике.