Смогут ли предложения АЗРК решить вопрос слабой конкуренции на рынке ипотеки?

Скачать

Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) опубликовало отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках за 2023 год (Отчет), охватывающий 40 товарных рынков. В рамках Отчета отдельный короткий раздел был посвящен анализу состояния конкуренции на рынке ипотеки с соответствующими рекомендациями. В данной публикации мы хотели бы высказать наше мнение об этих рекомендациях, а также о проблемах развития рынка ипотеки в Казахстане.

Жилищный рынок является сложным, многогранным сектором с экономическими, региональными, социальными, культурными, физическими, экологическими, финансовыми и другими нюансами. Это долгосрочный актив для населения с часто неэластичным предложением, когда спрос на жилье не может увеличить объемы жилищного строительства, из-за чего растут цены на жилье. Успешная государственная политика в этой сфере требует, чтобы все эти нюансы были учтены как на стороне предложения жилья от застройщиков, так и на стороне спроса на жилье от населения.

Как мы ранее писали, на сегодняшний день существует множество международных исследований, оценивающих государственные меры по обеспечению доступности жилья в различных странах. На основании этих исследований можно с уверенностью сказать, что практически все государственные меры, предпринимаемые правительством в прошлом и сейчас, являются неэффективными, а многие из них снижают доступность жилья в средне- и долгосрочном периоде, поскольку они разрушают рыночные механизмы в жилищном секторе и искажают конкуренцию на рынке ипотеки. В последние годы подобное вмешательство осуществляется через (1) жилищные займы Отбасы банка, входящего в структуру Байтерека; а также (2) жилищные программы с субсидированием процентной ставки, осуществляемые через БВУ.

Анализ, проведенный в рамках Отчета АЗРК, подтверждает, что рынок услуг ипотечного жилищного кредитования в стране является высококонцентрированным с неразвитым уровнем конкуренции. Хотя кроме государственного оператора на рынке присутствуют и другие БВУ, Отбасы банк занимает доминирующее положение на рынке ипотеки (как в рамках, так и вне государственных программ), то есть обладает возможностью контролировать данный рынок и оказывать значительное влияние на общие условия. Главной причиной такого доминирования являются льготные ипотечные кредиты по ставкам в несколько раз ниже рыночных. По нашим собственным оценкам, по итогам 2022 года доля жилищных займов, тем или иным образом просубсидированных государством, составила 88%, 64% из которых пришлись на Отбасы банк.

В целях усиления конкуренции и рыночных отношений в ипотечном жилищном кредитовании АЗРК предлагает следующие меры:

  • Введение адресного субсидирования ипотеки на основе социального статуса заемщика;
  • Использование пенсионных накоплений граждан в ЕНПФ в качестве целевого депозита на улучшение жилищных условий на счетах БВУ;
  • Снижение индивидуального подоходного налога (ИПН) для ипотечных заемщиков в БВУ;
  • Введение механизма «сдвоенной ипотеки» для лиц, входящих в социальную категорию;
  • Сокращение доли промежуточных и предварительных займов и выведение Отбасы банка из коммерческого сегмента рынка;
  • Установление фиксированных цен на жилье в рамках государственных ипотечных программ.

В целом мы поддерживаем предложения АЗРК в части поддержки социально-уязвимого населения через адресное субсидирование ипотеки напрямую заемщику, а также через механизм «сдвоенной ипотеки», когда государство выдает льготный займ для первоначального взноса по ипотеке. Такие меры госпомощи не будут нарушать рыночные механизмы в предоставлении ипотечных кредитов, поскольку заемщики должны будут получать ипотеку только по рыночным условиям. В этом случае все участники рынка будут конкурировать между собой, предлагая наиболее выгодные условия по ипотечному займу. Однако важно отметить, что во всем мире ипотечные кредиты (как инструмент финансового рынка) в первую очередь ориентированы на категорию людей со средними и высокими доходами. Поэтому существует четкая необходимость по соблюдению правильного баланса между оказанием помощи населению с низкими доходами и улучшением рынка жилья для среднего класса. Мы также приветствуем предложение по вычету ИПН для потребителей ипотечных займов в БВУ в части суммы погашения процентов по жилищному займу от заработной платы. Это распространенная мировая практика помощи ипотечным заемщикам.

Вместе с тем остальные рекомендации Агентства вызывают у нас вопросы. Во-первых, это касается использования единовременных пенсионных выплат из ЕНПФ в качестве целевого депозита в БВУ. Как мы уже не раз отмечали, предоставление возможности вывода пенсионных накоплений из ЕНПФ само по себе было спорным решением, негативно повлиявшим на устойчивость пенсионной системы, а также приведшим к резкому росту цен на рынке жилья. Для обеспечения адекватных пенсий в будущем любые досрочные изъятия пенсионных накоплений необходимо запретить. Что касается выведения Отбасы банка из коммерческого сегмента рынка и установления фиксированных цен на жилье в рамках госпрограмм, на наш взгляд, это не решит, а в последнем случае может даже усилить уровень государственного вмешательства в жилищном секторе. Административный контроль цен в любом сегменте, как показывает практика, в конечном итоге приводит к накоплению различных дисбалансов и ухудшению качества услуг.

В заключение хотим отметить, что обеспечение доступности жилья и ипотеки – это сложная задача для властей любой страны. То, что АЗРК начало поднимать вопрос о негативном вмешательстве государства в эту область является позитивным сигналом. Однако для более глубокого анализа ситуации и разграничения роли государства и частного сектора на рынке ипотеки властям следует разработать отдельный документ по полноценной государственной политике доступного жилья (с отдельным разделом про ипотечный рынок), в котором должен быть объективный анализ прошлых мер и государственных программ, а также объективный анализ передового мирового опыта. 

Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна. 
 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус