В сельском, лесном и рыбном хозяйстве республики Казахстан за 2017 г. не произошло существенных изменений и экономический вклад отрасли в ВВП страны продолжает оставаться на относительно низком уровне в 4,4%. В текущих ценах вклад отрасли сельского хозяйства в ВВП республики составил Т2,315 млн (+8,2% г/г).
По инвестициям в основной капитал (ОК) по всем источникам финансирования СХ остается относительно недофинансированной отраслью. По своему объему инвестиции в СХ сопоставимы с инвестициями в отрасль водоснабжения и канализационной системы, образования, оптовой и розничной торговли. Согласно оценке ОЭСР, государственная поддержка сельского хозяйства в республике по сравнению с 1995 г. возросла по состоянию на конец 2017 г. в 2,5 раза (1,3 млрд. долларов США), а в отдельные годы этот показатель составлял 6,2 раза (2013 г. – 3,2 млрд. долларов США). При этом анализ налоговых поступлений (2011-2015 гг.) показывает, что номинальный размер по всем типам налогов не превышает 34 млрд. тенге (153 млн. долларов США) или 0,1% от ВВП.
Валовый выпуск продукции растениеводства по всем типам хозяйств в 2017 г. увеличился на 9,8% г/г и в номинальном выражении составил Т2,249 млрд. В реальном выражении рост продукции отрасли увеличился на 2,2%. Выпуск продукции растениеводства в 2017 г. на 37,5% формировался за счет крестьянских и фермерских хозяйств (38,9% в 2016 г.), на 31,8% обеспечивался сельхозпредприятиями (31,3% в 2016 г.) и на 31,1% – хозяйствами населения (30,7% в 2016 г.).
Объем валовой продукции животноводства в 2017 г. составил 1,811 млрд. тенге (+11,7% г/г), повышение в реальном выражении произошло на 3,9% к показателю предыдущего года. Доля отрасли в структуре валового выпуска продукции сельского хозяйства составила 44,6%. C 2010 г. это лучший показатель роста в реальном выражении, особенно после отрицательных значений роста в 2011-2012 гг.
Анализ основных фондов отрасли СХ по показателю фондоотдачи показал, что в отрасли наблюдается не только убывающая эффективность использования основных фондов, но и ухудшение их состояния, особенно в той их части, которая подвергается наибольшей производственной нагрузке и потреблению, т.е. машины и оборудование (МиО). Анализ технологической карты основных фондов показал, что в отрасли происходит понижение механизации труда, что, в свою очередь, не замедлит сказаться на трудоемкости производства и будет поддерживать трудоизбыточность в отрасли в будущем.
Анализ труда в отрасли СХ выявил, что развитие отрасли во многом определяется не профессиональными участниками, а хозяйствами населения, продукции которых характерна мелкотоварность и относительно неудовлетворительное качество. Анализ эффективности использования труда (производительность труда, зарплатоемкость) показывает, что эффективность растет, однако анализ исходной статистики (занятость, население в сельской местности) вызывает много вопросов, как к методологической части, так и по охвату респондентов при проведении выборочного статистического учета. В отрасли СХ отмечается низкая оплата труда, причиной которой является отсутствие конкуренции. Отсутствие конкуренции не побуждает сельхозпроизводителей нанимать качественные трудовые ресурсы, которые при меньшем количестве могли бы обеспечивать более высокую производительность труда. Помимо этого, низкая оплата труда имеет негативное последствие, которое выражается в «обеднении» отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами.
Отсутствие отраслевой логистики обращения готовой продукции приводит к существенному удорожанию продукции и перераспределению доходов от продаж продукции не в пользу сельхозпроизводителей, а в пользу посредников, что делает агробизнес для большинства производителей невыгодным. Не последнюю роль в удорожании сельхозпродукции для отечественных потребителей играет государственное субсидирование заготовительным организациям в сфере агропромышленного комплекса суммы налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченного в бюджет (снижение на 70% за счет налогоплательщиков).
Анализ валового притока иностранных прямых инвестиций в отрасль сельского, лесного и рыбного хозяйства по данным Национального банка РК показывает, что интерес иностранных инвесторов к отрасли неравномерный от $5,3 млн. до $72 млн., а доля инвестиций в отрасль от суммы валовых иностранных вложений в экономику не достигает и 1%.
Анализ экспортно-импортных операций показывают, что в будущем Казахстан будет наращивать экспорт масленичных культур, зерна и продуктов первичной переработки зерна (муки, отрубей и т.п.). Однако, с учетом того, что существенная доля продуктов животноводства в структуре валового выпуска продукции отрасли (69%) представлена хозяйствами населения (ХН), вопрос сортности и качества этой продукции приобретает особую актуальность. Текущие показатели экспорта сельхозпродукции зависят от котировок цен на зерно, которое формирует существенную часть казахстанского экспорта.
В рамках нашего отчета был осуществлен анализ актуального варианта Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Программный документ претерпел изменения в части иерархии задач. Приоритетной задачей является продовольственная безопасность, которая понимается, по нашему мнению, очень узко. Мы полагаем, что физическое обеспечение продовольствием внутреннего рынка малой открытой экономики, которой является Казахстан, не может являться приоритетом.
Приоритетным направлением должно являться способность населения приобрести продовольственные товары, однако поддержание платежеспособного спроса выходит за рамки этого программного документа и должно рассматриваться в рамках других государственных программ. Анализ доступности финансирования показал, что поддержка сельхозпроизводителей в форме субсидий и субсидирования процентных ставок, с одной стороны, искажает рыночные механизмы формирования рыночных ставок кредитования в отрасли, с другой стороны, снижает эффективность этой помощи. Особенно это касается товарно-специфических субсидий, полная отмена которых намечена на 2019-2020 гг.
Анализ организационно-правовой структуры показывает, что формирование в отрасли кооперативов создало бы хозяйства, которые обладали коллективной гарантией участников, с одной стороны, и более низкой степенью вероятности невыполнения своих финансовых обязательств перед банками – с другой. Однако это направление выпало из приоритетов текущей программы.
Анализ социально-экономического положения показывает, что существующие программы поддержки, формируя неравные условия доступа к государственной поддержке, создают дисбалансы в доходах на селе между крупными и мелкими сельхозпроизводителями, чем способствуют социальной стратификации.
Анализ инвестиционной привлекательности отрасли для частных инвестиций показал, что отсутствие рыночных механизмов, отсутствие равных условий и доступа к финансированию, отсутствие кредитоспособных профессиональных участников отрасли, существование ненаблюдаемой экономики в отрасли (все категории самозанятого населения, отсутствие бухгалтерского учета, длинные цепочки посредников), а также отсутствие коммерческого оборота земли препятствует притоку частного капитала в отрасль. Частный капитал не может конкурировать с государственным или квазигосударственным капиталом, т.к. условия неравные. Поэтому мы считаем, что государство должно организовывать поддержку отрасли через развитие инфраструктуры, развитие человеческого капитала и сельхоз науки. Государственное частное партнерство (ГЧП) было бы оптимальной формой инвестиций в отрасли, причем не только за счет частных инвесторов внутри страны, но также и в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Проведенный анализ сельского хозяйства Казахстана показал, что, несмотря на то, что экономика Казахстана является открытой с максимально либерализованной внешней торговлей, участвующей в ВТО и ЕАЭС и придерживающейся рыночных принципов, частные отрасли экономики функционируют вне рыночных отношений и, как следствие, имеют относительно низкую экономическую эффективность.