Сектор торговли Казахстана

Скачать

Сфера торговли является крупнейшей отраслью в несырьевом секторе, при этом она также обеспечивает занятость более 15% занятых во всей экономике. По количеству занятых, торговля вышла на первое место среди отраслей в первом полугодии 2017 года, обеспечивая занятость более 1,3 млн человек, при этом каждый второй в этой сфере самозанятый.

В структуре налогов по отраслям экономики доля налогов от торговли закрепилась на уровне 10% от общих поступлений крупных и средних предприятий в 2014-2016гг.

Объем оптовой торговли в 2016 году составил Т18 трлн или примерно $52 млрд и более чем в два раза превышает оборот розницы. Более половины (52%) объема оптовой торговли сконцентрирована в г. Алматы, еще 17% в г. Астана, тем самым очевидно, что оптовая торговля дислоцируется в городах с наиболее высоким спросом, с другой стороны это означает, что она абсолютно не развита в других регионах.

Объем розничной торговли в 2016 году составил Т8 трлн или примерно $23 млрд. Розничный товарооборот в возрастающей степени формируется за счет непродовольственных товаров, на которые приходится 70% в Казахстане, примерно 50% в РФ и 90% и более в развитых странах. Отметим, что низкая доля продовольствия в общем товарообороте в Казахстане объясняется высокой самообеспеченностью населения продукцией сельского хозяйства на селе и в пригородной зоне.

Отмечается определенное удлинение сроков запасов в настоящее время в сравнении с более благополучным периодом с 2010 года по 2013 год. Тогда в рознице запасы в днях торговли составляли 48 дней, в опте 49 дней. Соответственно, в текущее время дольше на 20 дней в рознице и на 5 дней в опте что связано с кратным замедлением оборота непродовольственных товаров с 17% в 2010-2014гг. до 0-2% с 2015 года, большей уязвимости спроса под влиянием волатильности обменного курса. Оборот непродовольственных товаров в розничной торговле в долларовом эквиваленте в среднем с 2015 года снизился на 25%, в оптовой торговле – на 32%.

В торговле задействована треть от всех предприятий в республике и примерно половина индивидуальных предпринимателей. Привлекательность сферы торговли находится на спаде – совокупное число действующих предприятий выросло на 32% с 2010 года, но в торговле их количество повысилось только на 11%. Прирост количества индивидуальных предпринимателей также был скромнее в торговой сфере в сравнении с другими отраслями. На долю малых предприятий приходится три четверти всего товарооборота в республике, на долю крупных и средних – четверть, из которых 70% доля крупных предприятий.

Приблизительно с 2010 года, торговые площади, относящиеся к индивидуальным предпринимателям, удвоились до почти 10 миллионов кв.м., тогда как площади торгующих предприятий выросли только на половину до 3,2 миллионов кв.м.

Спрос на цивилизованные форматы торговли в Казахстане присутствует, но он крайне уязвим в периоды экономических спадов перед малыми предпринимателями и базарами, торгующими менее качественной продукцией по более доступным ценам. Процесс перехода к современным форматам торговли замедлился, в текущее время пропорции цивилизованной и прочей торговли принципиально не меняются – доля индивидуальных предпринимателей в том числе торгующих на базарах почти 50%.

Наличие торговых площадей современных форматов в расчете на одного жителя в Астане и Алматы в сравнении с другими городами мира говорит об адекватном уровне предложения торговой недвижимости. Так, торговые площади в Астане находятся на уровне между Санкт-Петербургом и Москвой, в Алматы данное значение относительно меньше.

Ввод новых торговых площадей всех форматов в целом по Казахстану серьезно опережал возможности рынка. Выручка розничной торговли в расчете на кв.м. торговой площади в 2016 году снизилась почти на 8% в реальном выражении относительно 2010 года ввиду более чем двукратного увеличения площади торговых объектов. Товарооборот в расчете на одного жителя в аналогичном периоде повысился на 40% в реальном выражении при росте населения только на 10% в этом периоде и росте выручки на 50% в реальном выражении. Тем самым можно заключить, что возможности для роста торговли присутствуют, но лежат они в плоскости повышения эффективности, а не экстенсивного расширения торговой площади.

Интернет торговля в Казахстане делает только первые шаги. В 2016 году доля торговли через интернет перешагнула за 1% от общего объема розничной торговли. В настоящее время примерно половина домохозяйств и около половины абонентов сотовой связи в стране имеет доступ к интернету.

Кредитование населения в настоящее время практически замерло. Объемы выдачи новых потребительских кредитов, достигавшие 20-30% в сопоставлении с объемом реализации непродовольственных товаров в 2012-2013 годы, в начале текущего года свелись практически к нулю из-за сокращения спроса на потребительские кредиты. Но уже в марте-августе 2017 года рост объема потребительского кредитования достиг 11% от объема реализации непродовольственных товаров в сопутствующем периоде.

Исходя из отношения кредиты/депозиты физлиц можно заключить, что население стало более осмотрительно подходить к заимствованию у банков и с 2010 года является нетто-кредитором банковской системы. На середину текущего года отношение кредиты/депозиты физлиц составляет 0,5 (кредиты полностью покрыты депозитами). Соответственно, можно сделать вывод, что население скорректировало свое потребление и пока не видит необходимости в займах при том, что ставки по депозитам находятся на привлекательном уровне.  
Невысокий уровень урбанизации в том числе влияет на развитие торговли. На города с населением свыше 100 тысяч приходится 86% оборота розничной торговли. В свою очередь, города также достаточно сильно разнятся по показателям торговли. На г. Алматы приходится 28% оборота всей розничной торговли страны, на г. Астану приходится 11%, далее со значительным отрывом следуют г. Караганда с 7% и г. Актобе с 6%. В этих же городах, включая Усть-Каменогорск, оборот розничной торговли на одного жителя близок или превышает Т1 миллион в год.

За девять месяцев этого года оборот розничной торговли вырос на 6,4% в годовом выражении после нулевого роста за тот же период 2016 года. Соответственно, высокое значение темпа роста торговли в значительной мере отражает эффект низкой базы прошлого года. Кардинального улучшения ситуации с доходами населения пока не произошло, а осенняя неопределенность в связи с ослаблением валютного курса уже оказывает давление на инфляцию, что неблагоприятно влияет на розничные продажи, которые в сентябре снизились на 6% к предыдущему месяцу. С учетом этого мы ожидаем рост розничной торговли на 2% в текущем году. Перспектива следующего года, небольшое ускорение роста до 2,4%, основными стимулами для роста торговли мы видим медленное восстановление цен на нефть, улучшение экономической ситуации, остановку падения реальных зарплат и расширение спроса на потребительские кредиты. Темп роста оптовой торговли мы видим на уровне 1,4% в текущем и 1,7% в 2018 году. В то же время, низкая доля цивилизованной торговли, всего в четверть от совокупной, дает огромные возможности для качественного роста отрасли.     

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления
Салтанат Игенбекова
Главный аналитик
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус