Анализируя изменения на рынке труда с момента публикации нашего предыдущего обзора, судя по данным роста реальных зарплат на 2,3% и росту занятости почти на 1% в 2018 году, можно прийти к выводу, что рынок труда наконец-то выбрался из кризиса. Однако прошедший кризис, когда реальные зарплаты непрерывно сокращались в течение трех лет в 2015-2017гг., не сменился серьезными положительными изменениями, доля самозанятых остается высокой и близка к четверти от всех занятых, доля занятых в МСБ не меняется, «утечка мозгов» усилилась, зарплаты рядовых специалистов по мировым меркам довольно низкие, рост экономики оторвался от роста реальных зарплат, вследствие чего их приходится повышать в том числе, за счет средств Нацфонда и административных мер подавления инфляции.
В последние 5 лет начиная с 2013 года численность населения трудоспособного возраста (15-64 лет) стабилизировалась на уровне 11,6 млн человек. На этом фоне небольшой рост занятого населения на 1% до 8,7 млн человек в 2018 году привел к росту его доли в общем населении трудоспособного возраста до 75% с 74% в 2017 году. Данное изменение обусловлено комбинацией роста спроса на работников ввиду подъема экономики и снижением числа молодых лиц, впервые выходящих на рынок труда из-за демографического спада в 90-х.
Как мы уже отмечали в предыдущем отчете, официальные данные по самозанятым являются сомнительными, так как их подсчет осуществляется органами статистики на основе опросов населения. При этом есть вероятность, что их количество выводится по остаточному принципу для сохранения приемлемого показателя уровня безработицы. К примеру, в связи с запуском медицинского страхования населения у госорганов возникли большие трудности в идентификации и подсчете точного числа всех категорий населения.
При постепенном сокращении занятости в сельском хозяйстве, число самозанятого населения в 2018 году сократилось до 2,1 млн или до 24% от всего занятого населения с 25% годом ранее. Как следствие, доля наемных работников повысилась до 76%, что можно характеризовать как положительное изменение в сторону большей прозрачности ситуации на рынке занятости.
По итогам 2018 года статистика регистрирует неуклонное сокращение безработных до очередного минимума в 440 тысяч или 4,9%. Тем не менее, на фоне низкого уровня безработицы и внешней стабильности рынка труда, 3,8 млн человек, по нашей оценке, не имеют постоянной, официальной работы.
Сфера услуг усиливает свое значение для занятости в экономике: в 2018 году доля занятых в ней достигла 73%, увеличившись с 59% в 2008 году. В промышленности занятость незначительно повысилась до 13% с 12%, а в сельском хозяйстве сократилась с 30% до 14%. В результате, наблюдается переток рабочих из отсталого сельского хозяйства в малоэффективные отрасли сферы услуг, но при этом сфера услуг полностью зависит от перераспределения средств из сырьевого контура экономики и госбюджета и не может быть самостоятельным драйвером роста экономики.
Занятость в малом и среднем бизнесе с 2014 года, несмотря на рост в абсолютном значении, демонстрирует стагнацию в относительном – доля не меняется с уровня 37% от общей занятости. Это говорит о препятствиях на пути развития МСБ, хотя в развитых и развивающихся странах доля занятых в МСБ примерно в два раза выше, чем в Казахстане.
После трех лет спада реальные зарплаты в конце концов показали рост на 2,3% в 2018 году. Инфляция за тот же период замедлилась почти на 2%, что скорее всего и определило такой рост. Реальные зарплаты выросли почти во всех отраслях, исключение составили только сфера здравоохранения, сектор операций с недвижимым имуществом и прочие виды услуг. Сравнение уровня зарплат по станам СНГ в последние годы говорит не в пользу Казахстана – разрыв с большинством стран сократился, тогда как отставание от России увеличилось.
Разница в уровне оплаты труда руководителей и работников среднего звена в Казахстане находится на довольно высоком уровне. К примеру, в металлургии разница между зарплатой руководителя и средней различается в 10 раз, в финансовой сфере – в 8 раз, в строительстве – в 4 раза. В бюджетной сфере разрыв наименьший – примерно в два раза. При этом, сравнение зарплат данных лиц с развитыми странами говорит о низкой оплате труда рядовых сотрудников, которые, к примеру, в 8 раз ниже аналогичных в Германии, тогда как разница в оплате руководителей примерно двукратная.
Следуя за ценами на сырье, производительность труда как в сырьевом, так и в несырьевом секторах демонстрировала рост в 2017 и 2018 годах. В то же время, в сфере услуг рост пока очень слабый, ограниченный низкопроизводительным госсектором – образование, здравоохранение, госуслуги. С учетом сельского хозяйства в данных секторах занято 40% от всех работников, при этом производительность труда в три раза ниже среднего значения по отраслям.
Дисбалансы на рынке труда, по нашему мнению, происходят из-за сырьевой структуры экономики, низкой конкурентоспособности частного сектора, огромного теневого сектора и неэффективного вмешательства государства в экономику, которое посредством госпрограмм субсидирует некачественную занятость. Проблема рынка труда усугубляется отсутствием прогресса в урбанизации – доля сельского населения после распада СССР не изменилась.
С 2012 года Казахстан также сталкивается с возрастающим оттоком населения – отрицательное сальдо миграции идет по нарастающей. Республика несет большие потери квалифицированных специалистов, в то время как приезжают в основном люди с более слабым уровнем образования и в меньшем числе.
Экономика продемонстрировала неплохой темп роста на 4,1% в 2017 и 2018 году при определяющем вкладе сырьевого сектора, чему способствовали цены на нефть показывавшие рост на 30% ежегодно. Статистика демонстрирует опережающий рост занятости в сфере услуг в сравнении с промышленностью, где производительность труда низкая, что и выражается в слабом росте реальных зарплат. Государство на фоне положительного роста экономики в последние два года в основном направляло средства на спасение банковской системы, которые в совокупности превысили 6% от ВВП. Однако кредитование экономики не запустилось, доля кредитов к ВВП сократилась с 24% в 2017 году до 21% в 2018 году. В результате, в несырьевом секторе экономики даже при улучшении макропоказателей деловая активность остается ограниченной.
В итоге можно сделать вывод, что довольно неплохой экономический рост в Казахстане в последние 2 года не смог трансформироваться в рост реальных зарплат, вследствие чего правительству приходится, кроме прочего использовать средства Нацфонда и задействовать механизмы нерыночного административного воздействия на инфляцию для улучшения благосостояния населения. Новые инициативы по повышению заработных плат низкооплачиваемых бюджетных работников, по нашей оценке, будут способствовать росту реальных зарплат на 3,5% в 2019 и 2020 году.