Риски госфинансирования венчурных инвестиций в Казахстане

Скачать

Недавно на портале Открытые НПА для публичного обсуждения был опубликован проект закона по вопросам совершенствования системы государственной поддержки инновационной деятельности. Для развития венчурного рынка в Казахстане в документе предлагается предоставить возможность квазигосударственным организациям, банкам и банковским холдингам, накопительным пенсионным фондам, а также страховым и перестраховочным компаниям софинансировать венчурные фонды. Данные поправки вызывают серьезную обеспокоенность, учитывая, что венчурное инвестирование сопряжено с высокими рисками.

В конце февраля правительство опубликовало проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы государственной поддержки отрасли инновационной деятельности». Главной целью законопроекта, как следует из его названия, является развитие системы господдержки инноваций в Казахстане. В целом документ включает 91 различную поправку по вопросам объединения технопарков, развития венчурного сектора, совершенствования инновационной экосистемы и стимулирования бизнеса к инновационной активности, а также создания условий для повышения IT-экспорта.

При этом особое беспокойство, по нашему мнению, вызывают предлагаемые поправки по развитию венчурного рынка в стране. Так, согласно документу, предусматривается право софинансирования венчурных фондов (путем приобретения акций или долей участия в уставных капиталах венчурных фондов) квазигосударственными организациями*, накопительными пенсионными фондами, включая ЕНПФ, банками и банковскими холдингами, а также страховыми и перестраховочными компаниями. Законопроект подчеркивает, что софинансирование будет осуществляться не напрямую в стартапы, а в венчурные фонды, которые уже имеют компетенцию в этом вопросе. Для таких инвестиций будут также предусмотрены налоговые преференции для стимула.

Несмотря на эти заявления, предоставление возможности вышеуказанным организациям заниматься венчурным инвестированием, пусть и не напрямую, на наш взгляд, сопряжено с рядом серьезных проблем. Во-первых, понятие венчурного финансирования предполагает инвестиции в различные стартапы, где используются технологические новшества, научные достижения, ещё не применяемые на практике. Из-за подобного характера деятельности этот вид бизнеса связан с высокими рисками невозврата средств, если стартап не получит ожидаемого роста и развития. В связи с этим особенно непонятно, почему пенсионным фондам, включая ЕНПФ, основная задача которых – накопление пенсионных активов и обеспечение их сохранности, хотят дать возможность косвенно инвестировать в такую высокорисковую деятельность.

Во-вторых, сам венчурный фонд – это инструмент частного инвестирования, и во всем мире в такие фонды вкладывается именно частный бизнес. При этом, как показывает практика, венчурные фонды в Казахстане обычно создаются под конкретные проекты и, не являясь долгосрочными участниками венчурного рынка, используются как механизм перераспределения денег. То есть, привлечение квазигосударственных компаний в финансирование венчурных фондов в итоге может стать еще одним каналом вливания дешевых денег в экономику, создавая новые источники неэффективности и снижая стимулы технологических стартапов бороться за ограниченные финансовые ресурсы, как это уже наблюдается во многих других секторах.

Что касается банков и банковских холдингов, страховых и перестраховочных организаций, то, как показывает международный опыт, они, как правило, могут участвовать в капитале венчурных фондов. В развитых странах они и сами предоставляют услуги по управлению венчурным капиталом, однако в Казахстане, согласно закону, такой деятельностью могут заниматься только венчурные фонды. В целом можно отметить, что в соответствии с лучшим мировым опытом в Казахстане банкам запрещено заниматься инвестиционным банкингом, чтобы снизить риски для вкладчиков банка. Венчурное инвестирование – это один из самых рисковых направлений инвестиционного банкинга и вызывает удивление, что банкам хотят разрешить заниматься этим.

В качестве обоснования этих мер в законопроекте приводятся слова из послания Главы государства в сентябре 2023 года, где отмечалось, что «основным источником запуска инновационных проектов должно стать венчурное финансирование. Поэтому необходимо решить все правовые и финансовые вопросы, чтобы повысить интерес к проектам со стороны отечественных, иностранных инвесторов». При этом каких-либо мер по привлечению иностранных инвестиций в венчурный сектор Казахстана в нем нет. Таким образом, вместо того, чтобы провести анализ венчурного рынка и разобраться с причинами, почему местные стартапы не имеют технологических новшеств, которые потенциально могли бы заинтересовать глобальный рынок, правительство решило, помимо прочего, использовать средства квазигоскомпаний и пенсионных фондов для финансирования такой деятельности.

В целом проблемы венчурного инвестирования в Казахстане имеют глубокие причины, в том числе связанные с действующей системой образования и поддержки научно-технической деятельности в стране. Впервые о механизме венчурного финансирования заговорили еще 20 лет назад, когда был принят соответствующий закон об инвестиционных и венчурных фондах, но с тех пор каких-либо значимых казахстанских проектов в этой области не было. Текущие поправки в закон однозначно не решат эти проблемы, а только усугубят их. Мы считаем, что перед тем, как принимать какие-либо поправки, властям необходимо провести комплексный анализ венчурного сектора, включая меры по развитию человеческого капитала, так как именно специалисты создают стартапы и инновационные проекты, привлекающие венчурные инвестиции.

Речь идет об организациях, входящих в группу АО ФНБ «Самрук-Казына». При этом для «Самрук-Казына», помимо софинансирования, также дается право участия в создании венчурных фондов.

Санжар Калдаров – Аналитический центр

При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Ақбөбек Ахмедьярова
Макроэкономика
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус