Недавно на портале Открытые НПА для публичного обсуждения был опубликован проект закона по вопросам совершенствования системы государственной поддержки инновационной деятельности. Для развития венчурного рынка в Казахстане в документе предлагается предоставить возможность квазигосударственным организациям, банкам и банковским холдингам, накопительным пенсионным фондам, а также страховым и перестраховочным компаниям софинансировать венчурные фонды. Данные поправки вызывают серьезную обеспокоенность, учитывая, что венчурное инвестирование сопряжено с высокими рисками.
В конце февраля правительство опубликовало проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы государственной поддержки отрасли инновационной деятельности». Главной целью законопроекта, как следует из его названия, является развитие системы господдержки инноваций в Казахстане. В целом документ включает 91 различную поправку по вопросам объединения технопарков, развития венчурного сектора, совершенствования инновационной экосистемы и стимулирования бизнеса к инновационной активности, а также создания условий для повышения IT-экспорта.
При этом особое беспокойство, по нашему мнению, вызывают предлагаемые поправки по развитию венчурного рынка в стране. Так, согласно документу, предусматривается право софинансирования венчурных фондов (путем приобретения акций или долей участия в уставных капиталах венчурных фондов) квазигосударственными организациями*, накопительными пенсионными фондами, включая ЕНПФ, банками и банковскими холдингами, а также страховыми и перестраховочными компаниями. Законопроект подчеркивает, что софинансирование будет осуществляться не напрямую в стартапы, а в венчурные фонды, которые уже имеют компетенцию в этом вопросе. Для таких инвестиций будут также предусмотрены налоговые преференции для стимула.
Несмотря на эти заявления, предоставление возможности вышеуказанным организациям заниматься венчурным инвестированием, пусть и не напрямую, на наш взгляд, сопряжено с рядом серьезных проблем. Во-первых, понятие венчурного финансирования предполагает инвестиции в различные стартапы, где используются технологические новшества, научные достижения, ещё не применяемые на практике. Из-за подобного характера деятельности этот вид бизнеса связан с высокими рисками невозврата средств, если стартап не получит ожидаемого роста и развития. В связи с этим особенно непонятно, почему пенсионным фондам, включая ЕНПФ, основная задача которых – накопление пенсионных активов и обеспечение их сохранности, хотят дать возможность косвенно инвестировать в такую высокорисковую деятельность.
Во-вторых, сам венчурный фонд – это инструмент частного инвестирования, и во всем мире в такие фонды вкладывается именно частный бизнес. При этом, как показывает практика, венчурные фонды в Казахстане обычно создаются под конкретные проекты и, не являясь долгосрочными участниками венчурного рынка, используются как механизм перераспределения денег. То есть, привлечение квазигосударственных компаний в финансирование венчурных фондов в итоге может стать еще одним каналом вливания дешевых денег в экономику, создавая новые источники неэффективности и снижая стимулы технологических стартапов бороться за ограниченные финансовые ресурсы, как это уже наблюдается во многих других секторах.
Что касается банков и банковских холдингов, страховых и перестраховочных организаций, то, как показывает международный опыт, они, как правило, могут участвовать в капитале венчурных фондов. В развитых странах они и сами предоставляют услуги по управлению венчурным капиталом, однако в Казахстане, согласно закону, такой деятельностью могут заниматься только венчурные фонды. В целом можно отметить, что в соответствии с лучшим мировым опытом в Казахстане банкам запрещено заниматься инвестиционным банкингом, чтобы снизить риски для вкладчиков банка. Венчурное инвестирование – это один из самых рисковых направлений инвестиционного банкинга и вызывает удивление, что банкам хотят разрешить заниматься этим.
В качестве обоснования этих мер в законопроекте приводятся слова из послания Главы государства в сентябре 2023 года, где отмечалось, что «основным источником запуска инновационных проектов должно стать венчурное финансирование. Поэтому необходимо решить все правовые и финансовые вопросы, чтобы повысить интерес к проектам со стороны отечественных, иностранных инвесторов». При этом каких-либо мер по привлечению иностранных инвестиций в венчурный сектор Казахстана в нем нет. Таким образом, вместо того, чтобы провести анализ венчурного рынка и разобраться с причинами, почему местные стартапы не имеют технологических новшеств, которые потенциально могли бы заинтересовать глобальный рынок, правительство решило, помимо прочего, использовать средства квазигоскомпаний и пенсионных фондов для финансирования такой деятельности.
В целом проблемы венчурного инвестирования в Казахстане имеют глубокие причины, в том числе связанные с действующей системой образования и поддержки научно-технической деятельности в стране. Впервые о механизме венчурного финансирования заговорили еще 20 лет назад, когда был принят соответствующий закон об инвестиционных и венчурных фондах, но с тех пор каких-либо значимых казахстанских проектов в этой области не было. Текущие поправки в закон однозначно не решат эти проблемы, а только усугубят их. Мы считаем, что перед тем, как принимать какие-либо поправки, властям необходимо провести комплексный анализ венчурного сектора, включая меры по развитию человеческого капитала, так как именно специалисты создают стартапы и инновационные проекты, привлекающие венчурные инвестиции.
* Речь идет об организациях, входящих в группу АО ФНБ «Самрук-Казына». При этом для «Самрук-Казына», помимо софинансирования, также дается право участия в создании венчурных фондов.
Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.