Экономика замедляется на фоне отрицательной динамики в реальном секторе. Рост экономики за 6М2020 г. составил 0.2% г/г (6.0% за 6М2019 г.) Наиболее высокие темпы роста продемонстрировали строительство (+7.3%) и сельское хозяйство (2.8%). В первом полугодии 2020 г. наблюдается сокращение инвестиций на 12.8% г/г. Промышленное производство сократилось на 1.9% г/г. Такое замедление в реальном секторе экономики отразится на годовом росте ВВП страны, темпы которого согласно прогнозам МВФ в 2020 г. замедлятся до 1.8% г/г с 5.6% в 2019 г.
ЦБ РУ смягчает кредитные условия в ответ на замедление деловой активности. На фоне замедления темпов инфляции вследствие падения экономической активности внутри страны и в рамках внешнеэкономической деятельности, ЦБ РУ впервые с 2018 г. смягчил свои денежно-кредитные условия, снизив основную ставку с 16% до 15%. С учетом этого прогноз по инфляции регулятора сместился с первоначальных 12-13.5% до 11-12.5%. В июне потребительская инфляция составила 14.2% г/г, ускорившись с 13.6% в марте за счет роста цен на продовольственные товары до 18.8% г/г. Рост цен на непродовольственные товары и услуги был менее выраженным из-за падения деловой активности. Согласно июньским прогнозам аналитиков, темпы инфляции в 2020 г. Узбекистане составят 12.5%. На конец июня 2019 г. курс национальной валюты ослаб на 7.0% с начала года и составил 10 173.4 сум за доллар США. Курс узбекского сума на конец текущего года прогнозируется на уровне 10 419 сум за доллар США (9.6% г/г).
Рост ЗВР за счет роста стоимости активов в золоте. С начала года по 1 июля 2020 г. прирост международных резервов страны составил 10.8% и они достигли $32.3 млрд (+16.5% г/г). Резервы в иностранной валюте выросли на 0.1% (8.9% г/г) и составили $12.5 млрд. Активы ЦБ РУ в золоте выросли на 16.4% (25.9% г/г) и составили $19.0 млрд. Доля золота в структуре ЗВР увеличилась с начала года с 56.0% до рекордных 60.3%. Рост резервов произошел преимущественно за счет переоценки активов в золоте, т.к. цена одной тройской унции золота за полугодие увеличилась на 18.2% до $1 800.
Текущее улучшение состояния по внешним счетам. Согласно предварительным данным ЦБ РУ, в 1кв2020 г. дефицит текущего счета сократился на 22.6% г/г до $812 млн. Этому способствовало сокращение дефицита по торговому счету на 6.9% до $1.6 млрд и по счету услуг на 17.1% г/г до $459 млн. Наряду с этим произошло также сокращение по счету первичных доходов на 38.6% г/г до $208 млн. Единственной статьей текущего счета, по которой произошел рост, был счет вторичных доходов, профицит которого увеличился на 18% г/г до $1.0 млрд. Согласно прогнозам дефицит текущего счета по итогам 2020 г. расширится до $5.0 млрд, что составит порядка 9.5% от ВВП. Прогноз МВФ по дефициту текущего счета Узбекистана составляет 9.4% от ВВП на 2020 г. и 6.4% на 2021 г.
Замедление среднегодовой динамики кредитования экономики. Динамика кредитования экономики коммерческими банками постепенно замедляется из-за падения деловой активности, внутреннего и внешнего спроса. Так, если темп прироста кредитного портфеля за первые 6 месяцев 2019 г. составил 24.9%, то за 6 месяцев 2020 г. кредитный портфель вырос только на 15.7%. Общая доходность банковского сектора (ROE) составляет 16.7%
Приватизация государственных активов в экономике и банковском секторе реализуется недостаточными темпами. Доля предприятий с государственным участием на текущий момент составляет 55% от ВВП страны. По поручению президента РУ была разработана новая стратегия приватизации государственных предприятий на 2020-2025 гг., согласно которой более тысячи предприятий будет приватизировано. Особенно стоит отметить, что новая стратегия призвана заменить предыдущую, планировавшуюся к реализации в 2019-21 гг. В банковской сфере принята отдельная стратегия по проведению масштабной приватизации с 2020 г. по 2025 г. В нашем предыдущем отчете по Узбекистану мы ставили под сомнение реализацию таких масштабных реформ в указанные сроки. Пересмотр планов по приватизации с увеличением сроков исполнения лишь подтвердил это. В результате, несмотря на нацеленность руководства на постепенную либерализацию общества и проведение реформ, в Узбекистане скорее всего в среднесрочной перспективе все еще сохранится значительная доля государственных предприятий, которые будут создавать существенные структурные перекосы в экономике.