Проблемы финансирования государством научных исследований в вузах

Скачать

Роль высшего образования и науки заключается не только в подготовке квалифицированных специалистов, способных эффективно интегрироваться в рынок труда и удовлетворять его потребности. Помимо обучения студентов-будущих профессионалов, вузы являются источником исследований, разработок и инноваций, осуществляя трансферт знаний в неакадемическую среду. Это позволяет коммерциализировать достижения науки и получать выгоду в разных прикладных областях. Однако вопросы самой формы взаимодействия вузов и госорганов, принимающих важные страновые решения, а также финансирования совместных исследований на базе университетов в Казахстане остаются нерешенными. На сегодня практически отсутствует такое систематическое сотрудничество, несмотря на прилагаемые усилия государства. 

В нашей стране в последние годы постоянно ведутся разговоры о важности и необходимости развития науки, внедрения ее достижений в практику и их коммерциализации. Глава государства регулярно подчеркивает важность трансферта академических достижений через создание открытой модели науки. В апреле этого года Мажилис даже принял во втором чтении новый законопроект «О науке и технологической политике». Он направлен на обеспечение правовых основ для внедрения результатов науки в отрасли экономики и основные сферы жизнедеятельности, а также стимулирование инноваций в промышленности, повышение статуса ученого. Также предложено большое количество механизмов, в том числе по финансированию, благодаря которым планируется повысить эффективность инвестиций в науку, стимулировать новые исследования и повысить долю расходов на НИОКР до 1% к ВВП. 

Между тем, учитывая низкий уровень вложений в науку Казахстана, о чем мы упоминали в нашем отчете по финансированию образования, а также неразвитость и ресурсную направленность экономики, которой срочно необходимо изыскивать новые источники роста, этот законопроект и меры по реализации такой политики необходимы Казахстану. На текущий момент расходы на науку гораздо ниже таргетной отметки – в 2023 году из средств бюджета на науку было направлено около Т150 млрд или всего 0.13% к ВВП. Однако, помимо повышения расходов на исследования и их отдачи, необходимо также обратить внимание на проблему недофинансирования НИОКР в университетах и низкий уровень привлечения вузов страны к исследованиям отраслевых министерств и ведомств при подготовке их решений. Об этом упоминается в Национальном докладе по науке за 2023 год. В Казахстане, к сожалению, официальная статистика не формирует отдельные данные по средствам бюджета, выделяемых на НИОКР в вузах. Однако по общему очень низкому финансированию НИОКР понятно, что эти цифры несоизмеримо ниже международных уровней. Вместе с тем университеты западных стран регулярно проводят исследования по заказу государственных органов, и эта система очень четко отлажена, как, например, в США.

В 2022 году федеральные расходы на НИОКР только в университетах составили почти $54 млрд,  что больше половины совокупных расходов университетов на НИОКР. Основными заказчиками со стороны государства выступили министерства здравоохранения, обороны, энергетики, сельского хозяйства и т.д. Конечно, за много лет в США утвердилась форма сотрудничества между вузами и государственными органами-заказчиками исследований и вопросы финансирования таких проектов со стороны государства. 

Таким образом, это сотрудничество может быть заключено через разные каналы. Во-первых, сами университеты могут готовить предложения по исследованиям или пул таких предложений и направлять в любое время в госорган. Первый этап отбора подходящих заявок осуществляется самим госорганом, далее уже они отправляются на анализ внешним экспертам – в основном ученым, работающим в данной области, для дополнительной оценки. При этом строго следят за тем, чтобы при такой оценке не было конфликта интересов, аффилированности или утечки информации из исследования. Вторым каналом является запрос самого госоргана на определенное исследование, которое размещается на их ресурсах и ждет отклик в течение определенного дедлайна. 

В основном все такие исследования финансируются в виде грантов, которые выделяются заинтересованным госорганом. Подотчетность университетов касательно освоения средств осуществляется строго в соответствии с соответствующим руководством Управления по вопросам бюджета Белого дома для того, чтобы обеспечить надлежащее использование средств. Также могут заключаться соглашения о сотрудничестве, если предполагается активное вовлечение госоргана в исследование, использование его человеческих и физических ресурсов. 

Примечательно, что новый законопроект РК «О науке и технологической политике» во многом содержит правовую базу для построения подобной системы в Казахстане. Во-первых, университеты на равных с другими исследовательскими институтами могут участвовать во всех инициативах по НИОКР, финансируемых государством. Делать это они могут как самостоятельно, так и в консорциумах с другими институтами.  

Во-вторых, отдельной главой описаны механизмы финансирования, которые включают и грантовое, и программно-целевое финансирование. Грантовое финансирование нацелено на проведение научных исследований по направлениям, утвержденным Высшей научно-технической комиссией в соответствии с приоритетными направлениями государства. Конкурс же на программно-целевое финансирование объявляет отраслевой орган исходя из своих потребностей. Далее идет процесс по утверждению таких заявок – сначала они собираются отраслевым органом, потом они должны быть отобраны и одобрены национальным научным советом, и после этого Высшей научно-технической комиссией, а потом и Республиканской бюджетной комиссией. Национальные научные советы по этому закону состоят из ученых (казахстанских и зарубежных), треть из которых должны быть представителями госорганов, нацхолдингов, нацкомпаний и частного сектора. Высшая научно-техническая комиссия сформирована при правительстве и также состоит из ученых, представителей гос- и квазигоссектора, частного сектора. 

По нашему мнению, сам процесс по утверждению программно-целевого финансирования для проекта выглядит слишком сложным, многоэтапным, скорее всего, требует много времени, что может сильно влиять на его исполнение и сроки. Кроме того, сильно занижена роль самых главных ответственных лиц процесса – отраслевого органа-заказчика такого исследования и университета. Основная роль по выбору как тем, так и самих заявок на участие осуществляется внешними органами, которые курируются государством. И национальные советы, и Высшая научно-техническая комиссия формируются уполномоченным органом (Министерством науки и высшего образования) и утверждаются правительством. При этом создается впечатление, что национальные научные советы и Высшая научно-техническая комиссия во многом дублируют полномочия по отбору проектов. Сам процесс программно-целевого финансирования также весьма однонаправлен – директивно идет от отраслевого органа-заказчика или курирующих приоритетные научные направления органов в университеты, но не наоборот. Между тем весьма полезным было бы перенять опыт США, когда вузы сами могут направлять свои предложения об исследованиях на основе их собственного анализа. 

Поэтому вызывает вопросы то, насколько в результате такого закона усилится сотрудничество между университетами и отраслевыми органами, которое на данный момент считается слабым и находится в весьма зачаточном состоянии. В целом необходимо усиливать роль самих университетов в этом процессе, поскольку именно они обладают всеми ресурсами для проведения исследований. Мы считаем, не хватает участия независимой саморегулируемой ассоциации университетов, которая могла бы стать площадкой, объединяющей научные ресурсы вузов. Динамичная и продвинутая среда высшего образования, которая с каждым годом все больше и больше наделяется автономностью, могла бы сама генерировать направления для исследований без командно-административных подходов государства.

Кроме того, вместо многоступенчатого процесса отбора тем и заявок имеет смысл сконцентрироваться на подотчетности организаций высшего образования касательно освоения средств и результатов работы. Возможно, такой фокус поспособствует тому, что будут проводиться действительно актуальные и полезные исследования, которые не имеют цели по освоению грантовых средств, а направлены на получение практических и научно-ценных результатов. 

Мадина Кабжалялова – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна. 
 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус