Следуя поручению главы государства о реформировании бюджетной политики Министерство Национальной Экономики разработало проект нового Бюджетного Кодекса Казахстана. По нашему мнению, такая реформа в Казахстане крайне необходима, о чем неоднократно говорили такие международные организации, как МВФ, Всемирный Банк (далее ВБ) и ОЭСР. К сожалению, на данном этапе опубликованный проект нового Бюджетного Кодекса далек от глубоких и кардинальных преобразований в этой сфере, о чем будет говориться в статье.
Недавно мы выпускали две статьи о проблемах инфляции и процентных ставок в Казахстане, где отмечали, что в нефтяных недиверсифицированных странах, таких как Казахстан, контрцикличные бюджетные правила играют главную роль в макроэкономической политике государства для стабилизации экономики и бюджета при резких изменениях цен на нефть и других внешних шоках. С учетом большого негативного влияния текущей процикличной бюджетной политики на экономику страны можно было ожидать, что новый кодекс уделит особое внимание жестким требованиям к контрцикличной фискальной политике, а также в целом перейдет на лучшую мировую практику. Однако на данный момент этого не произошло.
Помимо проблем с бюджетными правилами в текущей бюджетной системе есть ряд серьёзных недостатков. В данной статье мы хотели бы остановиться лишь на нескольких ключевых проблемах, которые не решаются в проекте нового Бюджетного Кодекса.
- Проблемы с главными документами по бюджетному законодательству
- Проблемы с бюджетными понятиями, классификацией, и учетом
- Проблемы со сферой действия бюджетной политики
- Проблемы с бюджетными правилами
- Проблемы с бюджетной дисциплиной
- Проблемы с качеством государственного планирования и прогнозирования и с их взаимосвязью с бюджетной стратегией