Недавно правительство заявило об отмене завершающего этапа всеобщего декларирования (кроме отдельных категорий), который должен был начаться в 2025 году и охватить порядка 8 млн человек. На сегодня готовятся соответствующие правки в закон. Причинами такого решения, среди прочего, называются доступность цифровых баз данных и развитие цифровых услуг, которые исключают необходимость всеобщего декларирования. В тоже время данное решение в контексте предстоящей налоговой реформы может осложнить сбор ненефтяных налогов и борьбу с теневой экономикой.
Одной из важнейших задач любого государства является эффективное и грамотное управление налогообложением, поскольку от качества организации данного процесса зависит результативность налоговой политики. Для повышения прозрачности налогообложения в развитых экономиках давно практикуется всеобщее декларирование – система, при которой все граждане обязаны подавать декларации о своих доходах и имуществе, независимо от их источника или размера. В соответствии с лучшим международным опытом введение всеобщего декларирования:
- является одним из мощных инструментов борьбы с теневой экономикой;
- автоматически расширяет налогооблагаемую базу, а значит, позволяет снижать нагрузку на отдельно взятого налогоплательщика;
- способствует формированию здоровой налоговой культуры в обществе;
- предоставляет возможность пользоваться системой вычетов и льгот;
- позволяет каждому физическому лицу подходить осознанно к выплате подоходного налога в государственный бюджет.
В Казахстане изначально процесс перехода на всеобщее декларирование был запланирован в 2010 году, когда была утверждена «Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК». Согласно данной концепции, предполагалось, что в 2017 году закончится полный переход на всеобщее декларирование, то есть все физические лица будут обязаны предоставлять декларацию. В то время по различным причинам введение всеобщего декларирования было отложено. Это объяснялось как неподготовленностью самих граждан, так и проблемами с базами данных и информационными системами государства.
В 2017 был принят на тот момент новый Налоговый кодекс, согласно которому было утверждено поэтапное внедрение всеобщего декларирования. В итоге оно началось в 2021 году, когда в рамках первого этапа декларации начали сдавать госслужащие. С 2023 года был запущен второй этап, где к декларированию присоединились работники госучреждений и квазигоссектора. Третий этап, начавшийся в январе 2024 года, предполагает предоставление деклараций руководителями и учредителями коммерческих организаций и индивидуальными предпринимателями. По информации Министерства финансов РК, всего в рамках трех этапов в систему всеобщего декларирования вошли 4,8 млн человек из вышеуказанных категорий.
Четвертый этап, который должен был охватить все остальные категории граждан с 2025 года – а это порядка 8 млн человек – будет почти полностью отменен. Освобождение коснется более чем 90% физлиц из оставшейся категории. Предлагается сохранить декларирование только для лиц, имеющих активы за рубежом, совершивших в течение года покупки на сумму более 20 000 МРП (около Т74 млн), и получающих доходы, облагаемые самостоятельно. В качестве причин такого решения правительство, среди прочего, называет обеспокоенность населения, доступность оцифрованных баз данных и развитие безналичных платежей, усиление финансового и валютного контроля, которые в совокупности исключают необходимость всеобщего декларирования.
На наш взгляд, данное решение может иметь спорные последствия. Если часть граждан страны декларирует свои доходы и имущество в обязательном порядке, а другая – нет, то это создает арбитраж и стимулы для ухода в «тень», однако борьба с теневой экономикой как раз и является ключевой задачей реформы по всеобщему декларированию. Наличие обширных баз данных не гарантирует того, что налоговым органам удастся полностью охватить все население и обеспечить прозрачность доходов и расходов всех граждан, в особенности в сельской местности или занятых неформально и в случаях оплаты товаров или услуг наличными средствами. В будущем это может привести к тому, что добросовестные налогоплательщики будут ощущать дополнительную нагрузку, компенсируя недостающие поступления. Кроме того, это осложнит полный переход страны на безналичные платежи, что будет сдерживать цифровизацию и развитие экономики.
Также это может снизить эффективность предстоящей налоговой реформы. Напомним, что с сентября 2023 года ведутся обсуждения по поводу нового Налогового кодекса, который планируется принять в 2026 году. В проектах данного Кодекса особое внимание уделяется пересмотру отдельных налоговых ставок. Внедрение полноценного всеобщего декларирования является обязательным условием, которое надо выполнить до повышения любых налогов. Сейчас же этот вопрос остается открытым, поскольку без анализа всех деклараций и понимания всей налогооблагаемой базы будет сложно определить пороги и ставки, чтобы минимизировать негативные аспекты новой системы налогообложения.
Наконец, стоит еще раз подчеркнуть, что бюджет находится в состоянии продолжительного кризиса, что признает и само правительство. По нашему мнению, основной выход из ситуации – это повышение ненефтяных доходов бюджета. На данный момент собираемость ненефтяных налогов остается низкой, что приводит к высокому ненефтяному дефициту и росту изъятий из Национального фонда. Это наглядно продемонстрировал текущий год, когда дополнительно к утвержденным трансфертам было принято решение об изъятии Т2 трлн из Национального фонда. Отмена полноценного всеобщего декларирования может осложнить решение этих проблем с учетом высокой доли теневой экономики в Казахстане и значительно усилить давление на добросовестных плательщиков налогов.
Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.