Обзор железнодорожной отрасли: нарушение рыночных механизмов мешает развитию

Скачать

ЖД транспорт, как базовая инфраструктурная отрасль, играет ключевую роль в экономике Казахстана, в особенности из-за сырьевой направленности страны, а его доля в совокупном грузообороте страны превышает 50%. Высокую интенсивность грузопотоков обеспечивает все возрастающий внешний спрос на сырьевые ресурсы республики и местная промышленность, ориентированная на низкие переделы с минимальной добавленной стоимостью. Госрегулирование в отрасли и отход от назревших реформ в ЖД транспорте ведут к деградации инфраструктуры и к дефициту пропускных мощностей.  Выгодное расположение Казахстана между Западом и Востоком и участие в инициативе «Пояс и путь» определяют динамичный рост транзитных грузов и, соответственно, доходов от них. В то же время модернизация и коммерциализация в отрасли происходят довольно медленно. Госмонополия в ЖД секторе сдерживает ее развитие и существенно ограничивает потенциал на пути повышения эффективности и производительности, препятствуя ускоренному экономическому росту. 

Краткое содержание 

ЖД транспорт играет ключевую роль в экономике Казахстана, учитывая его статус страны с самой большой территорией без выхода к морю. Хотя объем перевозимых ЖД грузов составляет лишь десятую часть, доля в грузообороте превышает 50%. При этом ЖД Казахстана входят в число наиболее загруженных в мире после РФ и Китая. Высокую интенсивность грузопотоков обеспечивают слабое развитие обрабатывающей отрасли и высокий внешний спрос на сырьевые ресурсы республики, такие как уголь, руды, зерновые и стройматериалы. Показатели пассажирских ЖД перевозок все еще остаются ниже доковидных уровней, но и ранее находились на плато и, кроме того, нерентабельны. 

Казахстан в силу своего уникального положения является центром товарных потоков, по территории которого проходят 5 международных ЖД маршрутов. Основные транзитные потоки обслуживают торговлю Китая с Европой и Центральной Азией. Налаживание логистики способствует опережающему росту транзитных перевозок по сравнению с внутренними и, соответственно, поступательному увеличению доходов от транзита ЖД потоков, которые приносят более $1 млрд и имеют значительный потенциал для дальнейшего роста. Объемы транзитных перевозок за последние 5 лет выросли почти на 50% и превышают 23 млн тонн в год. В развитии транзита основополагающее внимание в настоящее время уделяется Среднему коридору, объем перевозок по которому за 8М2023 г. увеличился на 85% и составил 1.7 млн тонн. Потенциал данного маршрута к 2025 году оценивается в 10 млн тонн грузов в год.   

Казахстан обладает довольно обширной ЖД инфраструктурой, однако качественные характеристики имеющейся сети не отвечают запросам бизнеса и уступают другим странам в части электрификации, наличия вторых путей и износа магистралей, превышающего 50%. Тем не менее, в ближайшие три года планируется увеличение ЖД полотна на 1.3 тыс км – или примерно на 8% к уже имеющимся 16 тыс км. Износ подвижного состава ЖД транспорта, несмотря на поступательное обновление, достигает 70% и требует дальнейшей модернизации, которая осуществляется в том числе за счет местной сборки. В ближайшие годы будет закуплено 356 локомотивов, включая рекордную закупку этого года или 21% от имеющегося парка, также планируется приобретение 3 000 грузовых вагонов. Учитывая, что на модернизацию отрасли требуются очень большие объемы инвестиций, КТЖ будет непросто занять деньги на рынке, в то время как у государства ограниченные финансовые ресурсы.

ЖД отрасль Казахстана в настоящее время практически полностью контролируется государством посредством национального холдинга. К сожалению, планы государства по демонополизации ЖД сектора и сокращению административного вмешательства в рыночные отношения на данном рынке отложены на неопределенное время, более того, планируется расширение сфер деятельности холдинга за счет логистического бизнеса. Госвмешательство в отрасль привело к тому, что большая часть грузооборота осуществлялась по тарифу ниже себестоимости. Необходимо отметить, что ЖД тарифы на перевозку грузов в Казахстане самые низкие среди стран СНГ. Фактически ЖД транспорт дотировал другие отрасли экономики, что ведет к ухудшению эффективности самой ЖД отрасли и накоплению аналогичных проблем, как и в секторе ЖКХ. 

Утвержденная в конце прошлого года «Концепция развития транспортно-логистического потенциала РК до 2030 года» признает наличие целого ряда проблем: недостаточную развитость инфраструктуры, дефицит и высокий уровень износа подвижного состава, несовершенство тарифной политики и слабое развитие цифровизации. Также можно добавить недостатки в транспарентности и клиентоориентированности со стороны госкомпаний. Все это в итоге выливается в недостаток финансирования, удлинение сроков доставки грузов, снижение качества предоставляемых услуг. При этом Концепция довольно поверхностно описывает пути решения проблемных вопросов отрасли, кроме того, в силу важности ЖД, по нашему мнению, требуется разработка отдельной Концепции для данной отрасли. При этом, несмотря на ясно очерченные проблемы отрасли, пути их решения, обозначенные в многочисленных программах, они по большей части остаются нереализованными, а Казахстан все больше утрачивает свою конкурентоспособность в транспортной сфере, о чем свидетельствует индекс эффективности логистики. 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус