Влияние мер ОПЕК+ по ограничению предложения нефти в мире пока перевешивают опасения рецессии в развитых странах, в результате наблюдается волатильность котировок нефти с понижательной тенденцией. Вместе с тем в последнее время цены на нефть торгуются в узком коридоре, что может говорить о их стабилизации. По нашему мнению, реалистичным уровнем среднегодовой стоимости нефти в текущем году является отметка в $80 за баррель, что в принципе приемлемо для казахстанской экономики.
Добыча нефти в Казахстане в текущем году демонстрирует постепенное восстановление после того, как она сократилась в прошлом году до минимальных значений за последние годы. Основной прирост нефтедобычи в текущем году ожидается за счет Кашаганского месторождения. Несмотря на периодические перебои в нефтедобыче и ограничительные квоты в рамках соглашения ОПЕК+, прогноз по добыче нефти Минэнерго РК на 2023 г. составляет порядка 89-90 млн т. (+6-7% г/г).
Снижение цен на мировом рынке в 2023 г. повлекло за собой существенное сокращение фактических доходов республики от нефтяного сектора, при этом в бюджет страны была заложена стоимость нефти в $85 за баррель при уровне нефтедобычи в 90.5 млн т. Процикличный характер бюджетной политики при том, что треть доходов бюджета обеспечивают нефтяные доходы ведет к поддержанию двузначных значений ненефтяного дефицита в последние годы.
Эра легкой нефти в республике завершилась, вследствие чего многие накопившиеся проблемы в нефтегазовой сфере начали более остро проявляться на экономике. Прежде всего, это зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов, которая провоцирует дисбалансы во внешней торговле и бюджетных параметров страны. Снижение ресурсной базы из-за постепенного истощения зрелых месторождений. Чрезвычайная зависимость маршрутов транспортировки углеводородов на внешние рынки от одного направления – через территорию РФ. Нерыночное ценообразование на продукцию нефтяного сектора, вследствие госрегулирования создает проблемы как для самой отрасли, так и несет негативные вторичные эффекты для экономики в целом.
Одним из ближайших мероприятий в рамках Концепции развития ТЭК страны обозначена – разработка совместно с зарубежными партнерами Комплексного плана развития крупнейших нефтегазовых проектов. В связи с взаимными исками между Правительством страны и разработчиками крупнейших нефтегазовых проектов есть большие сомнения, что по данному вопросу может быть достигнут прогресс в скором времени. Кроме того, есть опасения, что установившиеся относительно высокие цены на нефть и ожидаемое увеличение объемов добычи уменьшат стимулы у властей менять подходы к развитию отрасли.
Государственное вмешательство в управление сферой нефтепереработки делает эту отрасль низкоэффективной из-за перекосов в ценообразовании практически по всей цепочке создания добавленной стоимости. При этом увеличиваются продажи нефти на внутренний рынок по низким ценам – с убытком для основной нефтяной компании страны КМГ. Все три НПЗ республики в текущем году проведут плановый ремонт, что уже отразилось и будет оказывать влияние на уровень производства нефтепродуктов в сторону снижения. Ситуацию усугубляет госмонополия в нефтепереработке и оптовой торговле ГСМ.