На фоне усиления экономического роста, налоговые поступления демонстрируют высокий темп роста на уровне выше +15% г/г. В свою очередь расходная часть госбюджета увеличилась сильнее доходной – на 17% г/г. При этом менее 30% затрат госбюджета было инвестировано в экономическое развитие страны, тогда как львиная доля расходов была направлена на финансирование текущего потребления. Значительные ассигнования бюджетных средств на непроизводительные сферы в конечном счете окажут лишь кратковременное влияние на рост экономики.
Цены на нефть марки Брент в отчетном периоде были почти на $10 или на 11% ниже уровня прошлого года. За первые девять месяцев рост ВВП Казахстана находился не ниже 4% (исключая +2,9%г/г в январе). При этом в апреле рост экономики ускорялся до 4,6% г/г, а в июле-августе держался у отметки в 4,8% г/г.
В текущем году в результате реализации мер по повышению благосостояния населения затраты госбюджета увеличились сразу на Т2,4 трлн, что эквивалентно примерно 3,5% от ВВП. Принятые меры положительным образом сказались на стимулировании деловой активности и были направлены на общеэкономические цели, а не на спасение отдельных банков, как это было ранее. Вследствие расширения затратной части госбюджета, темпы роста расходов за первые три квартала этого года были примерно в два раза выше аналогичного уровня прошлого года и превысили 17% г/г.
Тенге в течение всего периода гибко подстраивался под ситуацию на нефтяном рынке, следуя за котировками на углеводороды. Таким образом, ослабление тенге компенсировало не только падение цен, но и сокращение объемов добычи нефти в Казахстане, помогая сгладить давление на госфинансы.
Наше мнение
Рост экономики Казахстана в третьем квартале ускорился до 4,6% г/г с 4,4% г/г во втором квартале, что было достигнуто за счет меньшего сокращения объемов добычи нефти во время проведения технических работ чем ожидалось ранее, высокого уровня бюджетных расходов и инвестиций. Ухудшение внешней конъюнктуры, выразившееся в падении нефтяных цен более чем на 10%, было автоматически компенсировано соответствующим обесценением тенге, которое положительно отразилось на доходной части бюджета. На фоне усиления экономического роста, налоговые поступления также демонстрируют высокий темп – на уровне выше +15% г/г. В свою очередь расходная часть госбюджета увеличилась сильнее доходной – на 17% г/г. При этом менее 30% затрат госбюджета за 9 месяцев этого года было инвестировано в экономическое развитие страны, тогда как львиная доля расходов была направлена на финансирование текущего потребления государства и частного сектора в виде затрат на оборону, государственные услуги, повышение зарплат, социальное обеспечение. Значительные ассигнования бюджетных средств на непроизводительные сферы в конечном счете окажут лишь кратковременное влияние на рост экономики, в то время как более продолжительный негативный эффект будет находить отражение в увеличении расходов на обслуживание увеличившегося госдолга. К примеру, если в 2010-2013 годах расходы на обслуживание долга были на уровне менее 0,5% от ВВП ежегодно, то с 2016 года они в среднем равняются 1% от ВВП, т.е. остро стоит вопрос необходимости повышения экономической отдачи от расширяющихся расходов государственного бюджета, что происходит на фоне поступательного сокращении резервов Нацфонда до менее 40% от ВВП с 63% от ВВП в 2015 году.