Обзор государственного бюджета

Скачать

Резкое ухудшение экономической ситуации в начале текущего года привело к негативному развитию ситуации в бюджетной сфере. На фоне слабого роста доходов на 1% и увеличения расходов на 15% г/г, дефицит госбюджета без учета трансферта Нацфонда резко вырос до 8,5% от ВВП в 1кв2020 года по сравнению с 6,7% от ВВП в 1кв2019 года. При этом, с учетом трансферта Нацфонда дефицит госбюджета составил всего Т35 млрд (0,2% от ВВП). Апрельские данные по бюджету демонстрируют глубокое падение доходной части: поступления по КПН за месяц упали на 94,3% г/г, а по НДС, ИПН и налогам на международную торговлю – более чем на 60% г/г. Мы полагаем, что во второй половине года по мере завершения налоговых каникул и других мер фискального смягчения при одновременном улучшении конъюнктуры на мировых сырьевых рынках ситуация в экономике начнет выправляться, что приведет к увеличению доходной части госбюджета.

Строгая изоляция на фоне падения нефтяных котировок дорого обходится экономике и бюджету. В первом квартале текущего года казахстанская экономика продемонстрировала рост валового внутреннего продукта на 2,7% в годовом выражении, во многом за счет докризисной инерции. Однако за четыре месяца, когда в апреле был пик карантинных мер и падения цен на нефть почти на 70% в сравнении с апрелем 2019 года, ВВП сократился на 0,2% относительно аналогичного периода годом ранее. По нашему мнению, экономический спад продлится два квартала, после чего рост экономики возобновится к концу текущего года.

Скромный рост доходов госбюджета при значительном увеличении расходов. Доходы государственного бюджета без учета трансферта из Нацфонда в первом квартале 2020 года выросли на скромные 1,2% г/г. При этом за счет резкого увеличения трансферта из Нацфонда почти на 50% совокупные доходы госбюджета повысились на 14% г/г. В результате повышения зарплат произошло серьезное увеличение поступлений по ИПН и соцналогу примерно на 20% г/г, что резко контрастировало с сокращением поступлений от налогов на международную торговлю на 18% г/г. Сбор налогов по КПН умеренно вырос на 5% г/г, поступления по НДС снизились на 0,3% г/г. Затраты госбюджета в первом квартале 2020 года повысились на 15% г/г. Их увеличение было обусловлено повышением социальных расходов и зарплат, кроме того увеличились затраты на инфраструктурные проекты. 

Нацфонд обеспечил 35% поступлений госбюджета и фактически обнулил дефицит. Благодаря трансфертам из Нацфонда, компенсировавшим слабый рост доходов бюджета при возросших расходах, дефицит госбюджета по итогам первого квартала 2020 года составил незначительные Т35 млрд (0,2% от ВВП). Однако без учета трансферта Нацфонда дефицит госбюджета составил 8,5% от ВВП, при этом продемонстрировав тенденцию к серьезному ухудшению ситуации: в 1кв2018 г. дефицит был на уровне 6% от ВВП, а в 1кв2019 г. – 6,7% от ВВП. На фоне падения стоимости нефти, поступления налогов в Нацфонд в 1 квартале 2020 г. понизились на 31% г/г.

Падение экономики в апреле неминуемо отразилось на показателях доходов госбюджета. За один только апрель месяц доходы госбюджета, не учитывая трансферт Нацфонда, упали на 33,2% г/г, поступления от КПН обвалились на 94,3% г/г, по НДС сокращение на 61,2% г/г, по ИПН – на 60,6% г/г, по налогам на международную торговлю – на 66,8% г/г. Увеличение поступлений зафиксировано только по соцналогу, налогу на имущество и акцизам.

Антикризисный бюджет смягчит сокращение экономики в очередной раз за счет Нацфонда. В апреле на фоне пандемии и обрушения цен на нефть, правительство пересмотрело параметры бюджета. Доходы бюджета сократятся на Т1,7 трлн, на возмещение выпадающих доходов будет привлечен дополнительный трансферт Нацфонда в Т2,1 трлн. Необходимость расширения госрасходов с 20,6% до 23,9% от ВВП на антикризисные меры повлечет за собой углубление дефицита госбюджета до 3,5% от ВВП. Основные направления бюджетных расходов сфокусированы как на поддержке спроса, так и предложения в экономике и охватывают меры по повышению покупательной способности доходов населения и доступности кредитов, фискальные и административные стимулы для отраслей экономики.

Резкий рост государственного долга существенно повысит нагрузку на бюджет. Принимаемые беспрецедентные меры по поддержке экономики повлекут за собой рост госдолга, размер которого приблизится к 29% от ВВП в конце 2020 г. по сравнению с 24% от ВВП в 2019 г. На фоне ожидаемого роста бюджетных инвестиций, связанных с необходимостью финансирования структурной перестройки экономики, в ближайшие годы мы ожидаем сохранения высокой нагрузки на госфинансы.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус