Резкое ухудшение экономической ситуации в начале текущего года привело к негативному развитию ситуации в бюджетной сфере. На фоне слабого роста доходов на 1% и увеличения расходов на 15% г/г, дефицит госбюджета без учета трансферта Нацфонда резко вырос до 8,5% от ВВП в 1кв2020 года по сравнению с 6,7% от ВВП в 1кв2019 года. При этом, с учетом трансферта Нацфонда дефицит госбюджета составил всего Т35 млрд (0,2% от ВВП). Апрельские данные по бюджету демонстрируют глубокое падение доходной части: поступления по КПН за месяц упали на 94,3% г/г, а по НДС, ИПН и налогам на международную торговлю – более чем на 60% г/г. Мы полагаем, что во второй половине года по мере завершения налоговых каникул и других мер фискального смягчения при одновременном улучшении конъюнктуры на мировых сырьевых рынках ситуация в экономике начнет выправляться, что приведет к увеличению доходной части госбюджета.
Строгая изоляция на фоне падения нефтяных котировок дорого обходится экономике и бюджету. В первом квартале текущего года казахстанская экономика продемонстрировала рост валового внутреннего продукта на 2,7% в годовом выражении, во многом за счет докризисной инерции. Однако за четыре месяца, когда в апреле был пик карантинных мер и падения цен на нефть почти на 70% в сравнении с апрелем 2019 года, ВВП сократился на 0,2% относительно аналогичного периода годом ранее. По нашему мнению, экономический спад продлится два квартала, после чего рост экономики возобновится к концу текущего года.
Скромный рост доходов госбюджета при значительном увеличении расходов. Доходы государственного бюджета без учета трансферта из Нацфонда в первом квартале 2020 года выросли на скромные 1,2% г/г. При этом за счет резкого увеличения трансферта из Нацфонда почти на 50% совокупные доходы госбюджета повысились на 14% г/г. В результате повышения зарплат произошло серьезное увеличение поступлений по ИПН и соцналогу примерно на 20% г/г, что резко контрастировало с сокращением поступлений от налогов на международную торговлю на 18% г/г. Сбор налогов по КПН умеренно вырос на 5% г/г, поступления по НДС снизились на 0,3% г/г. Затраты госбюджета в первом квартале 2020 года повысились на 15% г/г. Их увеличение было обусловлено повышением социальных расходов и зарплат, кроме того увеличились затраты на инфраструктурные проекты.
Нацфонд обеспечил 35% поступлений госбюджета и фактически обнулил дефицит. Благодаря трансфертам из Нацфонда, компенсировавшим слабый рост доходов бюджета при возросших расходах, дефицит госбюджета по итогам первого квартала 2020 года составил незначительные Т35 млрд (0,2% от ВВП). Однако без учета трансферта Нацфонда дефицит госбюджета составил 8,5% от ВВП, при этом продемонстрировав тенденцию к серьезному ухудшению ситуации: в 1кв2018 г. дефицит был на уровне 6% от ВВП, а в 1кв2019 г. – 6,7% от ВВП. На фоне падения стоимости нефти, поступления налогов в Нацфонд в 1 квартале 2020 г. понизились на 31% г/г.
Падение экономики в апреле неминуемо отразилось на показателях доходов госбюджета. За один только апрель месяц доходы госбюджета, не учитывая трансферт Нацфонда, упали на 33,2% г/г, поступления от КПН обвалились на 94,3% г/г, по НДС сокращение на 61,2% г/г, по ИПН – на 60,6% г/г, по налогам на международную торговлю – на 66,8% г/г. Увеличение поступлений зафиксировано только по соцналогу, налогу на имущество и акцизам.
Антикризисный бюджет смягчит сокращение экономики в очередной раз за счет Нацфонда. В апреле на фоне пандемии и обрушения цен на нефть, правительство пересмотрело параметры бюджета. Доходы бюджета сократятся на Т1,7 трлн, на возмещение выпадающих доходов будет привлечен дополнительный трансферт Нацфонда в Т2,1 трлн. Необходимость расширения госрасходов с 20,6% до 23,9% от ВВП на антикризисные меры повлечет за собой углубление дефицита госбюджета до 3,5% от ВВП. Основные направления бюджетных расходов сфокусированы как на поддержке спроса, так и предложения в экономике и охватывают меры по повышению покупательной способности доходов населения и доступности кредитов, фискальные и административные стимулы для отраслей экономики.
Резкий рост государственного долга существенно повысит нагрузку на бюджет. Принимаемые беспрецедентные меры по поддержке экономики повлекут за собой рост госдолга, размер которого приблизится к 29% от ВВП в конце 2020 г. по сравнению с 24% от ВВП в 2019 г. На фоне ожидаемого роста бюджетных инвестиций, связанных с необходимостью финансирования структурной перестройки экономики, в ближайшие годы мы ожидаем сохранения высокой нагрузки на госфинансы.