В 2018 году доходы госбюджета выросли на 15%: наиболее сильный рост поступления налогов наблюдался от внешнего сектора, опережая рост ВВП, при более слабом вкладе внутренних налогов, что свидетельствует о слабом восстановлении несырьевого сектора. Затраты госбюджета выросли на 9%: основной рост наблюдался в социальной сфере, где расходы составили почти 5% от ВВП, а по другим крупным статьям отмечена отрицательная динамика. Дефицит госбюджета (без учета Нацфонда) по итогам 2018 года составил Т833 млрд или -1,4% от ВВП, что является наилучшим показателем более чем за 10 лет.
Основной эффект на рост доходов госбюджета в 2018 году оказало повышение цен на нефть на 30%, рост экспорта минерального топлива на 4%, а также ослабление тенге почти на 17% со второго квартала прошлого года. В результате, зависимость госбюджета от доходов нефтедобывающего сектора еще более выросла – доля нефтяных доходов в консолидированном бюджете повысилась до 36% в 2018 году с 29% в 2017 году.
Более чем двукратное обесценение тенге в течение последних нескольких лет является компенсаторным механизмом для упавших цен на нефть, благодаря чему доходы консолидированного бюджета почти восстановились до докризисных уровней, когда нефть стоила более ста долларов за баррель. В то же время это означает, что бремя восполнения выпавших доходов бюджета в конечном итоге переложено на частный сектор и население, что подтверждается ростом экономики при взлете плохих кредитов и падении реальных зарплат населения.
Поступления налогов в Нацфонд достигли Т3,2 трлн в 2018 году и не дотянули до рекорда 2015 г. всего Т267 млрд, при этом поступления превысили изъятия из него впервые с 2015 года. Тем самым, в 2018 г. возобновилось накопления нефтедоходов, а средства Нацфонда превысили 40% от ВВП. Валютные активы также показали небольшой рост до $57,7 млрд.
Очередные меры по поддержке банковской системы способствовали сохранению высокого ненефтяного дефицита госбюджета в размере около -8% от ВВП в 2018 г. (-12,8% от ВВП в 2017г.), что наглядно демонстрирует сохраняющиеся риски в банковской системе вследствие неразвитости частного сектора экономики.
Сократив использование средств Нацфонда, государство обратилось к ресурсам квази-государственного сектора, Нацбанка и ЕНПФ, доля которых в консолидированных расходах бюджета составила 5% в 2018 году и вероятно достигнет 8% в текущем году на фоне продолжения оказания помощи банкам. Перераспределение бюджетных средств в квази-государственный сектор, в том числе за счет внебюджетных фондов, поддерживает высокую долю участия госсектора в экономике и не способствует развитию несырьевого сектора.