Нефтяные деньги помогают Казахстану ограничить фискальное сокращение

Расширение социальных программ

В 2009г бюджетные расходы снизились за год на 8,5% (Рис 1-2) на фоне значительного сокращения административных затрат (-26%, за год), приобретения финансовых активов (-75%), увеличению выплат по госдолгу (+20%) и снижению налоговых доходов (-21%). Социальные расходы выросли на 19%, расходы на оборону и общественный порядок увеличились на 10%, и расходы на экономику выросли на 7%.

Правительство оправдывает расширение социальных программ (которые включают расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и культурное развитие) нехваткой человеческих ресурсов, что ставит под угрозу планы по индустриализации страны. Правящая партия Нур Отан пришла к власти с программой, требующей увеличения затрат на образование до 5-7% ВВП с 2,3% в 2007г и на здравоохранение до 4% ВВП с 3,5% в 2007г. В период 2005-2009гг расходы на социальные программы росли, в среднем, на 30% в год, замедлившись до 20% в 2009г (Рис 1).

В 2009г, социальные программы охватили 51% всех государственных расходов, включая покупку финансовых активов, в сравнении с 41% в 2005г. Мы ожидаем продолжения расширения социальных программ темпами выше средних. Согласно министру экономики, Бахыту Султанову, госбюджет на 2010-2012гг будет социально ориентированным как никогда. Рост зарплат бюджетников уже запланирован на 1-ое полугодие 2010г.

Также ориентация на социальную сферу может способствовать поддержанию низкой безработицы. В 2009г правительство запустило программу общественных работ «Дорожная карта». Она помогла переквалифицировать и найти работу 400 тыс безработных (5% экономически активного населения), во что было вложено $1,5 млрд. Впоследствии, уровень безработицы к концу 2009г составил рекордно низкие 6,3%.

В 2010г правительство продолжит «Дорожную карту», хотя и в меньших масштабах. В 2010г правительство ожидает трудоустроить 200 тыс работников, что обойдется бюджету в $845 млн. Согласно президенту Назарбаеву, программа будет нацелена на создание постоянных рабочих мест за счет развития малого и среднего бизнеса. В 2009г. она создавала больше сезонных рабочих мест, таких как ремонт дорог, школ и больниц.

Растущая зависимость от нефтедоходов

Расширение фискальной политики в среднесрочной перспективе будет сдержана нехваткой налоговых доходов (Рис 5-6). Как было обещано, в 2009г правительство сократило сбор налогов, что совпало с сокращением налогооблагаемой базы. Это заставило правительство взять дополнительные средства из Национального Фонда.

Сокращение налогов 2009 года было разработано в начале 2008г с целью перенести налоговую нагрузку с недобывающего сектора на добывающий и сократить уклонение от налогов. В 2009г корпоративный подоходный налог был сокращен с 30% до 20%, НДС был сокращен с 13% до 12%. Роялти на минеральные ресурсы был заменен на налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), который зависит от рыночных цен, тогда как роялти зависел от стоимости извлечения полезных ископаемых.

В результате, налоговые доходы за 2009г упали за год на 21%. Основной причиной падения были КПН (-30%), НДС (-20%), индивидуальный подоходный налог и социальный налог (-3%) и налоги с международной торговли (-64%). НДПИ вырос на 53%, и налоги на имущество выросли на 19%.

В 2007г правительство отложило $2,2 млрд средств НацФонда, или 9% всех доходов, на бюджетные расходы. Эти средства, называемые гарантированными трансфертами, могут использоваться в размере до 1/3 НФ только для инвестиционных нужд. Однако, в 2008г правительство было вынуждено использовать еще около $5 млрд незапланированного целевого трансферта над $4 млрд гарантированного трансферта. В 2009г гарантированный трансферт из НФ составил $7,4 млрд или 32% суммарных доходов и 7% ВВП, что и поддержало бюджетные расходы.

В среднесрочной перспективе мы ожидаем медленного восстановления налоговых доходов, которых будет недостаточно для покрытия бюджетных расходов. В тоже время правительство будет потреблять нефтяные доходы в пределах 6-7% ВВП, замедляя рост активов НацФонда.

Растущий государственный долг

Даже нефтяные доходы не обеспечат полного покрытия фискальных расходов. В 2009г бюджетный дефицит, по определению правительства, составил $3,3 млрд или 2,9% ВВП. В 2009г государственный долг вырос на 60% до $14 млрд, 85% которых были привлечены на внутреннем рынке. Выплаты долга выросли только на 20% до $1,3млрд.

В среднесрочной перспективе мы ожидаем дальнейшего роста государственного долга в свете медленного восстановления поступлений в бюджет и продолжения роста расходов. Так в 2010г Министерство Финансов планирует выпуск гособлигаций на сумму свыше $4 млрд. Мы предполагаем, что большую часть средств составят внешние займы.

Хотя внутренний государственный долг увеличивается, стоимость долга не растет. Средняя ставка вознаграждения долгосрочных займов составляет 5,2%. Пенсионные фонды, которые держат около 65% всего госдолга, вынуждены их приобретать для выполнения пруденциальных мер. Пенсионным фондам пришлось увеличить долю гособлигаций в своих портфелях до 20% с 1 апреля 2009г и до 30% с 1 октября 2009г. Мы предполагаем, что в среднесрочной перспективе минимум не будет повышен.

Большая часть дефицита бюджета может быть покрыта внешними займами. В 2009г правительство уже привлекло $3,4 млрд на развитие инфраструктуры и $0,5 млрд на финансирование дефицита бюджета. В 2010г правительство может выпустить еврооблигации на сумму $500 млн, согласно Министру Финансов, Болату Жамишеву. Однако, если переговоры правительства с Всемирным Банком, по получению $1 млрд, будут успешными, то размещение еврооблигаций не понадобится.

В 2009г правительство предложило новый вид гособлигаций, привязанных к курсу доллара и нацеленных на физических лиц. Однако, основная цель программы была дедолларизация и ремонетаризация экономики, нежели мобилизация средств населения. 21 октября 2009г правительство осуществило первый выпуск таких облигаций. В течение месяца, правительство разместило $64 млн (или 0.5% всего государственного долга) с средним сроком погашения в 3 года и средней ставкой вознаграждения 7,5%. Программа вряд ли станет значительным источников финансирования в силу высокой стоимости, низкого спроса и конкуренцией с банковскими депозитами.

Беспрецедентный рост квазифискальных программ

План индустриализации на 2010-2020гг требует огромных инвестиций в промышленность уже в среднесрочной перспективе. Большая часть индустриальных проектов находится под управлением национального фонда благосостояния (НФБ) Самрук-Казына и направлена в стратегические сектора экономики, такие как промышленность, энергетику, инфраструктуру и сельскую промышленность.

Согласно главе НацБанка, Григорию Марченко, в 2009г Казахстан привлек более $22 млрд внешних займов. По нашим расчетам, $16,2 млрд из них составляют средства, привлеченные квазифискальными органами (Таб 2).

Данные средства будут использованы главным образом в производстве нефти и газа (30%) и развитии инфраструктуры, энергетической промышленности и металлургии (30%). 20% будут направлены на капиталоемкие проекты без дальнейших пояснений. Только 20% будут направлены на сектора, не занимающиеся добычей природных ископаемых.

В 2010г СК планирует инвестировать в стратегические проекты около $600 млн, в основном в энергетический сектор. В них входит строительство Монайкской ГЭС и 3-его энергоблока Экибастузкой ГРЭС-2, а также подготовку к строительству Балхашской ТЭС. В 2009г инвестиции СК составили $140 млн.

Фискальная политика в среднесрочной перспективе

  • Рост бюджетных затрат, особенно социальных программ. Это должно сохранить рост зарплат широкого круга бюджетников и низкий уровень безработицы. Эти планы зависят от темпа восстановления ненефтяных налоговых доходов, который, по нашему мнению, будет медленным,  и в меньшей степени от способности правительства привлекать займы.
  • Рост квазифискальных затрат на индустриальное развитие. Это предполагает рост промышленного производства, растущую интеграцию Казахстана в международную торговлю через развитие инфраструктуры, рост спроса на труд и последующий рост зарплат. Резкий рост квазифискальных расходов приведет к росту внешних займов.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус