Согласно экспресс-данным КС МНЭК, объем транспортировки трубопроводным транспортом в 2018 г. возрос на 20,6% г/г и составил 281 млн. тонн. По нашей оценке, объем транспортировки нефти составил порядка 168 млн. тонн.
Нефтепереработка в республике осуществляется на трех основных нефтеперерабатывающих предприятиях, расположенных в Атырауской (Атырауский НПЗ), Павлодарской (Павлодарский НХЗ) и ЮКО (Шымкентский НПЗ). На долю трех НПЗ приходится порядка 94% продукции нефтепереработки в стране в 2007-2018 гг. В 2016-2018 гг. была осуществлена модернизация основных НПЗ в республике. Общая стоимость модернизации трех НПЗ оценивается в $6,0 млрд. Если до модернизации НПЗ порядка одной третьей бензина завозилось из РФ, то к концу 2018 г. все внутренние потребности в топливе покрывались за счет внутреннего производства и, кроме того, сложился профицит по производству высокооктанового дистиллята марки АИ 92. Согласно заявлению министерства энергетики, в 2019 г. при сложившихся темпах производства высокооктановых дистиллятов по республике сложится профицит производства отечественного бензина в размере 500-600 тыс. тонн. Ратификация договора в рамках ЕАЭС позволит Казахстану экспортировать излишки производства топлива в страны, не входящие в Союз.
Согласно предварительным данным за 2018 г., доля отрасли в структуре ВВП увеличилась с 17% годом раннее до 21%. Однако, если же учитывать нефтегазовую отрасль и смежные с ней отрасли обрабатывающей промышленности (нефтепереработка и производство продукции нефтехимии), а также обслуживающие их отрасли (торговлю и транспортировку нефти и нефтепродуктов), то доля сырьевого сектора, по нашей текущей оценке, приближается к 46-47% ВВП.
В периоде 2011-2014 гг. доля нефтяных доходов в структуре консолидированного бюджета составляла 46-48%. Начиная с 2015 г. нефтяные доходы стали сокращаться на фоне понижения котировок цен на углеводороды до 32,4% в 2015 г. и в 2016 г. достигли своего минимального в рамках рассматриваемого периода значения в 22,3%. Согласно нашим предварительным расчетам за 11М2018 г., доля нефтяных доходов консолидированного бюджета составила 36,2%. В 2017 г. доля расходов консолидированного бюджета к ВВП впервые за 4 года увеличилась до 26%. Такому росту расходов способствовало предоставление помощи банковской системе. За 11М2018 г. доля расходов консолидированного бюджета к прогнозному ВВП сократилась до 17%. Наряду с сокращением расходов консолидированного бюджета наблюдается сокращение доли трансфертов из НФ в расходах официального бюджета до 25,9%. Ненефтяной дефицит государственного бюджета за 11 месяцев 2018 г. сложился на уровне Т365 млрд. (-0,6% от прогнозного значения ВВП) против планируемых Т883 млрд. или 1,5% от ВВП. Ненефтяной дефицит консолидированного бюджета за 11М2018 года составил Т4,9 трлн и снизился в сравнении с 11М2017 г. (-Т7,3 трлн). По нашей оценке, по итогам 2018 ненефтяной дефицит консолидированного бюджета составит -8% ВВП, а нефтяной сократится до -1,4% ВВП.
Увеличение стоимости нефти на международных торговых площадках и расширение физического объема добычи способствовали увеличению поступлений в Национальный фонд (НФ) со стороны нефтяного сектора в форме налогов на 60% г/г до Т3,201 млрд. в 2018 г.
Состояние платежного баланса стран-экспортеров нефти находится в прямой зависимости от стоимости энергоресурсов на международных торговых площадках, а также от физического спроса на энергоресурсы в странах-импортерах. С учетом этого, изменение стоимости минеральных продуктов, которые в структуре отечественного экспорта составляют не менее 60-80% (доля сырой нефти и газового конденсата 57-72%), существенным образом влияет на номинальную стоимость экспортной выручки страны. Рост котировок нефти в 2017 г. сократил дефицит текущего счета до 5,4 млрд. долларов США или -3,4% от ВВП. За 9 месяцев 2018 года дефицит текущего счета продолжил сокращаться и составил 488 млн. долларов США, что составляет порядка -0,3% от ВВП, при средней стоимости нефти Brent 71,5 долларов за баррель. По предварительной оценке, баланс текущего счета за 2018 г. сложился с профицитом в $925 млн. или около 0,5% от ВВП. Такая чувствительность счета текущих операций к экспортным операциям с нефтью и нефтепродуктами обусловлена тем, что чистый экспорт является единственной «балансирующей» статьей в структуре счета текущих операций страны.
Прямые иностранные инвестиции являются еще одной «балансирующей» статьей платежного баланса страны. Существенные «просадки» номинального объема казахстанского экспорта компенсировались притоком прямых инвестиций в рамках финансового счета, достигая в отдельные годы 13 млрд. долларов США (2008 г. и 2016 г.). По состоянию на 2017 г. баланс прямых инвестиций составил 3,7 млрд. долларов США (-72,5% г/г). За 9 месяцев 2018 г. баланс прямых инвестиций, согласно предварительным данным НБРК, составил 4,9 млрд. долларов США (+69,4% г/г).