Международное рейтинговое агентство Moody’s 9 сентября сообщило об улучшении суверенного кредитного рейтинга Казахстана с уровня Baa2 до уровня Baa1, который является самым высоким для страны за все время его присвоения. Как пишут аналитики Moody’s, на это повлияло усиление институциональной и политической среды, проведение успешных реформ, а также повышение устойчивости к шокам благодаря продолжению диверсификации экономики. По мнению Moody’s, к рискам для экономики страны, которые могут негативно повлиять на будущие показатели кредитного рейтинга, относятся ухудшение геополитической ситуации и потенциальные вторичные санкции, а также внутристрановые риски политической нестабильности.
Несмотря на то, что такие положительные оценки со стороны авторитетного международного рейтингового агентства не должны вызывать серьезных сомнений, недавний доклад по кредитному рейтингу S&P Global, обзор которого мы приводили, несколько противоречит выводам Moody’s. В то время, как и сам кредитный рейтинг S&P был ниже (BBB-), агентство отметило ряд ключевых проблем в экономике страны, которые, на наш взгляд, являются объективной оценкой текущей ситуации и которые отсутствуют в анализе Moody’s. Между тем многие из них, такие как проблемы в фискальной политике, уже являются общепризнанным фактом, как со стороны государства, так и со стороны экспертного сообщества.
Долгосрочный рейтинг эмитента правительства Казахстана в национальной и иностранной валютах или суверенный кредитный рейтинг улучшился с прошлого уровня Baa2 до уровня Baa1, прогноз «стабильный», чему способствовали следующие факторы согласно отчету Moody’s:
- Зависимость экономики от нефтяного сектора в текущем году снижается: по оценкам агентства, доля ненефтяного сектора выросла с 75% до 84% от экономики за последнее десятилетие. Наибольший прогресс за последний год наблюдался в сфере ИТ, транспорта и обрабатывающей промышленности. Позитивные ожидания сохраняются в сфере транспорта и логистики в том числе благодаря быстрому росту грузовых перевозок через Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор), а также из-за смены многих цепочек поставок, проходивших через Россию.
- Структурный сдвиг в торговых и инвестиционных потоках в пользу Казахстана как следствие военного конфликта в Украине также способствует дальнейшей диверсификации, что ставит Казахстан в более выгодную позицию по сравнению с другими странами-экспортерами сырья.
- Продолжается проведение институциональных реформ для повышения прозрачности, принципов управления, а также борьбы с коррупцией. В частности, Moody’s отмечает, что Казахстан является единственной страной Центральной Азии, которая входит в Группу государств по борьбе с коррупцией Совета Европы (ГРЕКО).
- Сохраняются устойчивые фискальные показатели, которые характеризуются низким уровнем долга и высоким доступом к кредитным ресурсам. Проект нового Бюджетного Кодекса, по мнению аналитиков агентства, повысит подотчетность и эффективность бюджетной политики, внедряя ориентированное на результат бюджетирование. От нового Налогового Кодекса агентство ожидает внедрение дифференцированного КПН и сокращение искажающих налоговых льгот. Также всеобщее декларирование будет способствовать сокращению неформального сектора и расширять налоговую базу.
- Значительные фискальные буферы в виде активов Национального фонда, которые на конец июля 2024 года составили $61,1 млрд и которые, согласно отчету Moody’s, должны будут расти в следующие несколько лет (благодаря увеличению добычи нефти) обеспечивают фискальную гибкость в случае наступления шоков. В среднесрочной перспективе агентство не ожидает роста дефицита республиканского бюджета выше 2,5-3% к ВВП, что является скромным показателем согласно агентству.
Все вышеперечисленные факторы очень позитивно характеризуют как предыдущие реформы, так и текущее состояние экономики и возможные будущие сценарии. Тем не менее, они выглядят чрезмерно оптимистично, учитывая волатильность основных макроэкономических показателей страны, жесткие монетарные условия (с одной из самых высоких реальных ставок в мире), а также продолжающиеся неутихающие дискуссии касательно бюджетного кризиса в стране. На наш взгляд, недавно опубликованный похожий отчет S&P является в этом отношении гораздо более полным и объективным. Во-первых, S&P отмечает продолжающуюся высокую зависимость экономики от нефтяного сектора, который остается основным источником роста экономики, но также и основным фактором ее уязвимостей, несмотря на усилия страны по диверсификации. S&P не ожидает серьезных структурных улучшений экономики в ближайшие годы.
Во-вторых, большой объем анализа отчета S&P посвящен фискальной политике страны, с упором на основные проблемы – рост государственных расходов, процикличность, высокие и незапланированные изъятия трансфертов для финансирования дефицита бюджета, слабую собираемость налогов, риск увеличения дефицита бюджета. К сожалению, в отчете Moody’s этим проблемам не уделено какого-либо внимания, аналитики Moody’s полагают, что серьезных проблем в части фискальной политики в стране нет, а уровни государственного долга и дефицита бюджета являются невысокими. Мы согласны с тем, что проблемы в бюджетной политике страны, а именно ее сохраняющаяся процикличность, слабое прогнозирование, непоследовательность и наращивание в изъятиях трансфертов – одни из самых серьезных, которые могут приобрести системный характер и сдерживать развитие страны. Эти проблемы давно признаны как государственными органами страны, так и экспертным сообществом, а также активно обсуждаются на многих площадках для выработки эффективных решений по их устранению.
Ключевыми рисками в отчете Moody’s названы региональные геополитические риски, а также риски вторичных санкций. Одновременно с этим сохраняются внутристрановые риски социальных волнений, которые могут негативно повлиять на приток зарубежных инвестиций и долгосрочные экономические перспективы. Мы согласны с утверждением по геополитическим рискам, однако по нему не было развернутого объяснения. На наш взгляд, а также по мнению S&P, основные геополитические риски вновь связаны с нефтяным сектором, а именно с риском транспортировки нефти через КТК. По поводу вторичных санкций – тогда как этот риск остается, мы не считаем, что он является ключевым с учетом активного внедрения санкционного комплаенса в Казахстане, особенно в банковском секторе.
Среди факторов, которые могут в дальнейшем отрицательно сказаться на рейтинге, Moody’s выделяет значительное падение объемов добычи и экспорта нефти, снижение нефтяных котировок, которое сложно будет нивелировать. Кроме того, замедление проведения институциональных реформ или социальные волнения, которые могут привести к перебоям в добыче минеральных ресурсов также способны ухудшить рейтинг или прогноз.
Мадина Кабжалялова – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.