С момента публикации отчёта за 1кв2016 года, мы пересмотрели наше базовое предположение по среднегодовой цене на нефть в 2016 году с $32/баррель до $41/баррель. Однако, в 1П2016 года как историческая, так и подразумеваемая волатильность цены на нефть оставались высокими. В связи с этим, мы также предоставляем сценарный прогноз основных макроэкономических индикаторов. Базовый сценарий предполагает постепенный рост цены на нефть до $47,5/баррель до конца 2017 года; пессимистичный – резкое падение цены до $30/баррель в 3кв2016 года и восстановление до $40/баррель в 2017 году; оптимистичный – стабилизацию цены на нефть на уровне $55/баррель с 3кв2016 года до конца 2017 года.
В базовом сценарии, мы считаем, что ВВП в реальном выражении вырастет на 0,2% г/г в 2016 году. Сокращение частного потребительского и инвестиционного спроса будет компенсировано фискальным стимулированием внутреннего спроса. На стороне предложения, снижение объёма добычи нефти, вероятно, будет смягчено вводом новых мощностей в металлургической отрасли. Низкий потребительский спрос и жёсткая денежно-кредитная политика будут сдерживать инфляционное давление.
В пессимистичном сценарии, проседание цены на нефть в 2016 году усилит давление на курс со стороны текущего счёта и на частные и государственные доходы. Это приведет к сокращению внутреннего спроса и будет оказывать дезинфляционное давление в среднесрочной перспективе. Низкие налоговые поступления и относительно контр-цикличная фискальная политика приведут к более сильному расширению бюджетного дефицита. По мере некоторого восстановления цены на нефть в 2017 году, мы считаем, что падение экономики остановится, а обменный курс Тенге укрепится. Тем не менее, низкий потребительской спрос продолжит сдерживать инфляцию и импорт.
В оптимистичном сценарии, скачок и стабилизация цены на нефть на высоком уровне будет основным драйвером экономического роста. Это усилит инфляционное давление в среднесрочной перспективе, в связи с чем увеличится давление на обменный курс Тенге в сторону ослабления.
5 мая НБК понизил базовую ставку с 17% до 15% и сузил коридор процентных ставок с ±2пп до ±1пп. Смягчение денежно-кредитной политики было обусловлено улучшением баланса между инфляционным давлением и устойчивостью финансовой системы. На наш взгляд, по мере ослабления инфляционного давления НБК может понизить базовую ставку еще на 2пп до конца года. В целом, мы считаем текущий процесс принятия решений и направленность денежно-кредитной политики адекватными. Однако, у НБК ещё достаточно возможностей для улучшения прозрачности и коммуникаций с рынком, особенно в части валютной политики.
Поступление доходов государственного бюджета за 4М2016 года замедлилось, в основном за счет более медленного использования трансфертов из НФ. Доля трансфертов в структуре доходов государственного бюджета снизилась до 22% за 4М2016 года. Использование средств НФ за 5М2016 года превысило поступления, на фоне чего неясным остается рост валютных активов НФ на $2,0 млрд. за 5М2016 года. Это говорит о непрозрачности использования НФ и фискальной политики государства.
В банковском секторе нет проблем с тенговой ликвидностью, однако НБК изымает её по нижней границе базовой ставки (14%). В таких условиях, вместо коммерческого кредитования банки предпочитают размещать свою ликвидность в НБК. В результате, кредитная активность банков была подавленной, и ставки кредитования - высокими. Корпоративные депозиты показали некоторый рост с начала года.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели
2014 | 2015 | Базовый | Пессимистичный | Оптимистичный | ||||
факт | факт | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | |
Цена на нефть, BRENT, сред., USD/барр. | 99.0 | 52.4 | 41.4 | 46.6 | 34.4т | 40.0 | 46.9 | 55.0 |
Реальный ВВП, % за год | 4.4 | 1.2 | 0.2 | 0.9 | -1.3 | 0.2 | 0.9 | 2.1 |
Обменный курс USDKZT, на кп | 182.4 | 340.6 | 340.3 | 349.3 | 388.1 | 364.8 | 311.9 | 329.8 |
Обменный курс USDKZT, сред за год | 179.3 | 222.8 | 337.7 | 342.7 | 355.2 | 362.1 | 326.7 | 317.6 |
ИПЦ, % изм., на кп, % за год |
7.4 | 13.6 | 7.5 | 4.3 | 4.8 | 4.0 | 8.5 | 6.3 |
Госдолг, млрд. тенге, на кп | 5655 | 9022 | 10376 | 11420 | 10891 | 11600 | 10067 | 11242 |
Госдолг, % ВВП | 14.5 | 22.1 | 23.4 | 23.7 | 26.1 | 25.6 | 22.1 | 22.0 |
Первичный бюджетный баланс с учетом НФ, % от ВВП | 1.7 | -3.6 | -5.8 | -4.1 | -7.7 | -5.9 | -4.7 | -2.5 |
Текущий счёт, млрд. долл. | 6.0 | -5.8 | -3.3 | 0.8 | -5.4 | -0.7 | -1.2 | 1.1 |