Основными событиями третьего и четвертого кварталов были ряд резких изменений в денежно-кредитной политике Национального Банка. В августе был объявлен переход НБК к инфляционному таргетированию, свободно плавающему обменному курсу и активному управлению ликвидностью тенге на денежном рынке на основе базовой ставки. Впоследствии политика НБК неоднократно менялась. Регулятор возобновил валютные интервенции и увеличил стоимость первичной ликвидности существенно выше базовой ставки. В настоящее время, по нашему мнению, НБК пытается приводить курс к фундаментально-оправданному уровню без резких скачков в краткосрочной перспективе. Падение цены на нефть и ослабления рубля были основными драйверами смещения курса тенге в конце года.
В среднесрочной перспективе текущая политика НБК не является убедительной и не способствует росту доверия монетарным властям. Чрезмерно высокие ставки в течение длительного времени угрожают финансовой стабильности и усиливают более долгосрочные девальвационные ожидания. Нарушение обещаний центральным банком и отсутствие диалога с рынком о текущей и будущей политике усиливают неопределенность и недоверие к денежно-кредитной политике. Отсутствие убедительной и долгосрочной денежно-кредитной политики тормозит процесс формирования и консолидации рыночных ожиданий, исходящих из фундаментальных факторов.
Девальвация Тенге во 2П2015 года оказала поддержку фискальным доходам и решила проблему переоцененного курса. В условиях более медленного восстановления цен на нефть, правительство сохраняет курс на ужесточение расходов. Для финансирования дефицита государство в основном полагается на внешние накопления НацФонда и внешний долг. Устойчивость фискальной позиции ограничивается централизацией принятия решений, связанной с отсутствием игроков с правом вето и низкой информативностью целевых показателей фискальной политики.
Резкое замедление экономического роста до 0,5% г/г в 2015 году (оценка ХФ) вызвано ухудшением условий торговли и внутренней подстройкой к переоцененному обменному курсу, что вынудило казахстанских производителей сокращать производство. Вслед за падением доходов, снизился потребительский спрос и инвестиции. На фоне низких частных инвестиций и ужесточения бюджетных расходов, правительство продолжает привлекать международные инвестиции в стратегические сектора экономики. Мы ожидаем дальнейшего снижения экономического роста до -2,3% г/г в 2016 году, и последующего восстановления до 3-5% г/г в более долгосрочной перспективе при средней цене на нефть $32/баррель в 2016 году и $40-45/баррель в 2017-2019 годы. Наша оценка основана на ожидании значительного снижения реальных зарплат в 2016 году, а затем – восстановления чистого экспорта по мере адаптации к новому уровню цены на нефть и запуска новых мощностей.
На фоне резкого ухудшения экономической ситуации в стране, на повестку дня остро встал вопрос усиления структурных реформ, ключевым элементом которой является приватизация. Мы считаем, что ускорение разгосударствления экономики - это очень важный, но запоздалый шаг правительства. Текущая экономическая ситуация крайне усложняет процесс приватизации, тем не менее он вполне достижим в пятилетний срок.
Усиление давления на Тенге и снижение доверия к монетарным властям обостряли нехватку тенговой ликвидности и долгосрочного тенгового фондирования в банковском секторе. Это и снижение спроса способствовали замедлению кредитования.Показатели качества активов продолжали улучшаться за счет списаний неработающих займов, перевода неработающих займов за регуляторный баланс и деконсолидации БТА. Однако, падение доходов и девальвация Тенге оказывают существенное давление на кредитоспособность заемщиков, что, по нашему мнению, было основной причиной переноса срока по снижению доли неработающих займов до 10% на два года до начала 2018 года.