Падение цен на нефть в 2014 году резко сократило доходы экономики и бюджета. В этом году мы ожидаем прекращение роста ВВП в 2015 году на фоне резкого падения внешнего и частного спроса и огромной фискальной поддержки. По мере восстановления частного спроса в среднесрочной перспективе до 2018 года, мы ожидаем снижение роли фискальной поддержки при стабилизации роста в диапазоне 2,5-4,5%. Добыча нефти, которая не росла в течение пяти лет, сохранится примерно на текущем уровне (80,8 млн тонн в 2014 году) вплоть до запуска новых мощностей в 2017 году. Кроме этого соображения, наши прогнозы по росту информированы ожиданиями настойчивости внешнего шока (новая нормальность нефти); сильной фискальной позиции, позволяющей проводить ярко-выраженную контрацикличную фискальную политику; высокой степени долларизации, которая ответственна за процикличность денежно-кредитной политики; и «боязни плавающего курса», которая ставит экономику на рельсы крайне болезненной «внутренней подстройки», сдерживает переход на инфляционное таргетирование и повышает риск введения валютного контроля и контроля капитала.
Снижение внешних и фискальных доходов увеличит потребность экономики в финансировании внешнего и бюджетного дефицитов за счет увеличения суверенного долга, изъятий накоплений Национального Фонда и мобилизации пенсионных активов. Падение доходов населения ослабит внутренний спрос. Политика фиксированного обменного курса ухудшит кредитные условия и снизит конкурентоспособность отечественных производителей, в том числе, банковских заемщиков. К апрелю кредиты брутто остались почти неизменными (-0,0%), а чистые займы выросли всего на 1,2%. Рост банковского кредита будет по-прежнему сдерживаться неблагоприятными условиями фондирования, использованием пруденциального регулирования для контроля валютных позиций банков и реального сектора, снижением конкурентоспособности заемщиков.
В отличие от краткосрочных и среднесрочных ожиданий, перспективы долгосрочного роста, по нашему мнению, улучшились и стали более видимыми и понятными благодаря программе социальных и экономических реформ, предпринятых правительством в мае 2015 года. Мы считаем, что некоторые из реформ указывают на парадигматические изменения в официальной модели общественного развития, потенциально устраняя многие барьеры для социального, политического и экономического развития, делая Казахстан более привлекательным для долгосрочных инвесторов и обещая нейтрализовать ключевые социальные и геополитические риски.