Замедление назревало давно, но значительный профицит бюджета и массивный фискальный буфер в виде НацФонда позволяли Казахстану поддерживать высокие темпы роста, несмотря на стагнацию цен на нефть. Но к лету этого года, когда проявилась хрупкость и уязвимость экономики России, а фактические сборы в бюджет стали все больше отставать от запланированных доходов, на повестку дня вышел вопрос фискальной коррекции. Резкое ухудшение условий торговли в октябре форсировало решение вопроса, сделав пересмотр бюджета единственно верным и единственно возможным ответом на шок, особенно когда денежно-кредитная политика отвлечена на поддержку обменного курса.
ВВП Казахстана замедлился в 2014 году в ответ на внешние шоки, накопленный эффект которых наконец стал оказывать влияние не только на частный сектор, но и на готовность фискальных властей его финансировать за счет нефтяных накоплений. Экономика Казахстана, которая росла быстро вначале за счет роста цен на нефть, затем за счет фискального стимула, и еще позднее за счет потребительского кредитования, начала замедляться по мере того как цены на нефть перестали расти, рост доходов населения замедлился, регулятор ограничил потребительское кредитование, и резко ухудшились условия на рынке ликвидности. Замедление было отмечено во всех секторах экономики, но больше всего пострадало промышленное производство.
Пока цены на нефть оставались на пиковом уровне выше 100 долларов за баррель, нефтяной профицит бюджета сужался, а ненефтяной дефицит расширялся. Правительство увеличило заимствования на внутреннем рынке и привлекло $2,5 млрд на рынке еврооблигаций. Отдача от стимулирования экономики за счет госрасходов продолжает снижаться, а возможности фискальной политики все более жестко стали ограничиваться трансфертами из НацФонда.
Девальвация в феврале усилила торговый баланс и временно улучшила конкурентоспособность, но это преимущество быстро растаяло после повышения зарплат. Профицит торгового баланса снова ухудшился во 2кв, но текущий счет за 1П2014 остался положительным. Девальвация подорвала доверие к денежно-кредитной политике, спровоцировала набеги на банки, и временно притормозила долларизацию. Но девальвация не решила основной проблемы денежно-кредитной политики – ригидности режима фиксированного курса и всех его проявлений, начиная от долларизации обязательств и демонетизации, отсутствия долгосрочного фондирования в тенге, процикличности, периодических кризисов ликвидности, потери доверия к национальной валюте.
Инфляция осталась под контролем, в рамках 6-8%, отражая слабый внутренний спрос и контроль цен, которые сдерживали просачивание девальвации. Безработица снизилась до исторического минимума в 5,0%, но скрытая и неполная безработица, особенно продолжительная, структурная безработица, остаются высокими. Недостаток квалифицированной рабочей силы по-прежнему остается среди наиболее цитируемых проблем инвестиционного климата Казахстана, но хотя уже и не самой цитируемой.
Режим фиксированного обменного курса продолжает оставаться ключевым макроэкономическим ограничением для обеспечения гибкой реакции экономики на внешние шоки. «Боязнь плавания» в денежно-кредитной политике создает хронические барьеры для тенгового фондирования, вызывает периодические обострения на денежном рынке, набеги на Тенге и долларизацию. Сентябрьское расширение валютного коридора было по большей части оптическим. В октябре, столкнувшись с потерями резервов и острой демонетизацией, регулятор начал пользоваться методами морального убеждения (moral suasion), чтобы восстановить портфельный спрос на тенге и прекратить панику.
Нововведения в области банковского регулирования, как и планировалось, привели к замедлению кредитования (ограничения скорости, валютные ограничения) и в перспективе могут вызвать консолидацию наиболее мелких банков (увеличение минимального капитала). Регулятор обязал банки сократить процент неработающих займов до 15% к 1 январю 2015 и до 10% к 1 январю 2016. Налоговые послабления для списания займов усилили стимулы очистить балансы, но разрешение плохих займов сдерживается не только сложным налоговым администрированием, но и нехваткой капитала для реструктуризации, недостатком экспертизы и недейственными процедурами банкротства, а также связанностью крупных проблемных заемщиков с банками.