Квартальный экономический отчет - 3кв2010

Скачать

Глобальное замедление и замедление в Казахстане

Глобальная экономика: множественность равновесий

В одном из них, неуклонный рост правительственного долга в странах-эмитентах резервных валют повышает угрозу инфляционного способа выхода из глобального кризиса. Альтернативный сценарий фискального сжатия представляется менее вероятным, но будет иметь не менее неприятные последствия в виде снижения экономической активности, падения цен на товарных рынках и дальнейшего замедления международной торговли. Наименее турбулентным представляется вариант, при котором в США происходит безболезненное замещение субсидируемого спроса на устойчивый спрос. Общими для всех вариантов являются опережающий рост потребления в развивающихся странах-меркантилистах и постепенное снижение роли традиционных резервных валют, а также долгосрочная тенденция повышения реальной стоимости сырьевых товаров.

США будут вынуждены придерживаться более жесткой фискальной политики, но переход будет мягким из опасений второго витка рецессии. Если не снизить двойной дефицит, в какой то момент времени резко возрастет недоверие к правительственному долгу США, что потенциально может привести к обвальному падению спроса на долларовые активы, ослаблению доллара, и росту инфляции. Если же правительство снизит дефицит, то возникнет более непосредственная угроза возвращения рецессии. Попытки правительства США и ФРС ходить по тонкой границе между этими непривлекательными альтернативами до сих пор были успешными. Но по мере роста долга США находить этот баланс будет все сложнее.

Вторым фактором неопределенности будет экономическая политика Китая. Китай продолжает наращивать внешние активы, тем самым финансируя развитие своего экспортно-ориентированного производства. Накопление внешних активов в идее правительственного долга развитых стран США сделало возможным бурный рост экономик и тех, и других стран. Однако, эта модель роста практически исчерпала себя, когда рост государственного долга поднял вопрос о кредитной состоятельности правительства США. До сих пор дефицит текущего баланса все еще питает нынешнее восстановление, но уже который год Китай все менее интересуется бумажными активами, и старается конвертировать их в реальные внешние активы, приобретая права на минеральные месторождения, покупая компании и технологии, заключая долгосрочные контракты на пользование землей.

Несмотря на эти тенденции, Китай все еще продолжает финансировать дефициты США исходя из своих краткосрочных интересов. Похоже, что руководство Китая не способно отказаться от модели развития, которая сделала Китай таким, каким он стал, несмотря на то, что эта модель исчерпала свой потенциал не только для США, но и для самого Китая. Китай рассчитывает расти со скоростью 7-10% в год за счет государственных расходов на инвестиционные проекты и все еще высокого внешнего спроса на китайские промышленные товары. В то же время, потенциал внутреннего потребительского спроса далеко не используется. Уже сейчас экономика Китая имеет достаточный масштаб и разнообразие, чтобы быть самодостаточной, что позволяет переориентировать производство на внутренний спрос. Однако инерция принятия решений и институционализированные отношения, ограничивающие потребительский спрос, еще долго будут сдерживать этот потенциал.

Таким образом, в перспективе следующих двух-трех лет можно рассчитывать на то, что потребительский спрос в США резко замедлится, что отразится на экономике Китая. Только после того, как Китай столкнется с замедлением внешнего спроса, можно рассчитывать на коренное изменение отношения к внутреннему потреблению. Потребуется еще несколько лет, прежде чем  потребители Китая станут двигателями экономического роста.

В течение этих нескольких лет, рост мировой экономики замедлится; реальные цены на минеральные ресурсы будут находиться на низком уровне, хотя в долларовом выражении они возможно и вырастут; значительно упадут цены на долгосрочные долговые обязательства, выраженные в резервных валютах.

Как страна, зависящая от нефти, Казахстан в период турбулентности цен на сырье может оказаться в невыгодном положении, особенно если будет испытывать значительный дефицит бюджета в расчете на скорое восстановление цен на нефть.  Для Казахстана в этот период будет важным поддержание устойчивой фискальной позиции, контроль над бюджетными расходами и расходами национальных компаний, сохраняя низкий уровень внешнего долга и высокий уровень накоплений в Национальном Фонде.

Экономика Казахстана в 2010

Рост экономики формировался во многих секторах, за исключением строительства и финансового секторов. Добывающий сектор практически не испытал падения, но темпы роста добычи в 2010 несколько замедлились. Перерабатывающий сектор стремительно восстановился после падения в 2008-09 году. На эти сектора, ориентированные на экспорт, благоприятно сказался рост цен на нефть и металлы. Кроме того, добывающий сектор оказал непрямое влияние на рост, зарабатывая необходимые ресурсы, которые правительство направляет на развитие других секторов.

Услуги финансового посредничества показали рост за последний квартал, их объем остался на 40% ниже докризисного уровня. Добавленная стоимость сектора строительства остается на подавленном уровне.

В последние месяцы высокие экспортные доходы поддерживали торговый баланс и экономический рост, привели к частичному восстановлению налоговых сборов, а также оказывали положительное влияние и на внутренний сектор экономики благодаря правительственным программам стимулирования, направленным на увеличение занятости, восстановление корпоративного сектора, индустриализацию и диверсификацию экономики. Первый этап этих программ был запущен в 2008 году, но их пик пришелся на 2009 год. Государственное стимулирование оказало положительный эффект на экономику страны, если судить по индикаторам роста, хотя и с потерями в эффективности.

С другой стороны, без данной программы фискального стимулирования мы не наблюдали бы теперь такого роста экономики. Экономика продолжает испытывать недостаток кредитования, которое сдерживается все еще неснижающимся уровнем неработающих кредитов, недостатком капитала и высокими рисками по новым займам. Домохозяйства снижают уровень задолженности за счет урезания расходов и роста трудовых доходов. Однако, корпоративный портфель банков практически не снижается.

С начала года произошло значительное замедление темпов инфляции, с 17% годовых в январе до 2% в августе. Дисинфляция частично вызвана усилиями правительства по сдерживанию цен на коммунальные услуги и бензин. Правительство также обещало усилить административный контроль над ценами на муку и мучные изделия на фоне резкого скачка мировых цен на зерно. Также дисинфляционный тренд отражает практически полное прекращение банковского кредитования.

На рынке труда в последние кварталы сохраняется высокая экономическая активность, во многом благодаря правительственным программам стимулирования занятости, притоку иностранных инвестиций, привлеченных на выполнение  крупных национальных проектов и улучшению условий торговли. Опросы показывают рост производства на крупных и средних предприятиях и на рост уверенности потребителей. Зарплаты в реальном выражении продолжают расти, оказывая потенциальное давление на инфляцию, а уровень безработицы снизился до исторического минимума. При этом годовая инфляция остается ниже 7%.

Экономическая политика

Денежная политика

Главной целью НБК, как и прежде, остается сохранение стабильности цен, то есть удержание инфляции в районе 6-8% на период 2010-2014. Политика обменного курса становится более гибкой, с элементами стабилизации реального обменного курса и с сохранением «баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики». Возможности денежной политики по стимулированию экономики будут ограничиваться угрозой атаки на тенге.  НБК по-прежнему будет проводить необходимый объем интервенций для сохранения стабильного курса.

Официальные ставки НБК остаются нерелевантными в условиях избытка ликвидности на уровне 7,5%. Ставки на рынке ликвидности также будут оставаться низкими, в районе 2-3%, до тех пор, пока не начнется выдача потребительских займов.

Фискальная политика

По планам правительства дефицит бюджета в 2010 году будет увеличен до 4,2%. Бюджет 2011-2013 планирует снижение дефицита и ограничение трансферта из Национального Фонда на уровне $8 млрд. в год.

Фонд Благосостояния Самрук-Казына (СК), под контролем у которого находятся все нацкомпании, огласил планы по приватизации ряда своих дочерних организаций в 2011-2012 году. По мнению СК, приватизация необходима для увеличения эффективности менеджмента. Приватизация может быть осуществлена как через вывод компаний на биржу, так и через привлечение портфельных инвесторов. На данный момент общий объем активов госкомпаний, находящихся под контролем СК, по подсчетам составляет $70 млрд., причем более трети приходится на Нацкомпанию КазМунайГаз.

Даже если дочерние компании СК будут приватизированы, они все равно останутся под контролем государственного регулирования. Общая стоимость инвестиционных проектов, запланированных госкомпаниями для реализации в течение 3-5 лет, составила $20 млрд. Кредитные линии для финансирования данных проектов уже подтверждены, но большая их часть предоставлена либо под государственные гарантии, либо через правительственное посредничество с дружественными правительствами.

Финансовое регулирование

АФН продолжает ужесточать нормы финансового регулирования в соответствии с планами реализации Концепции развития финансового сектора. Это включает ограничения по коэффициентам долгового рычага, иностранному фондированию, соотношению кредитов к депозитам, призывает отделить инвестиционную деятельность от депозитарных институтов. В рамках контрцикличного регулирования НБК и АФН будут изменять резервные требования и требования по достаточности капитала с течением бизнес-цикла.

Среди последних мер - ограничения по кредитованию связанных лиц. Несмотря на поэтапность введения ограничений, эти меры могут еще больше задержать восстановление банковского кредитования. Как и в других странах, меры казахстанского регулятора нацелены на снижение рисков сектора за счет снижения его доходности. Однако, при неэффективной реализации этого плана снижение доходности сектора может существенно отразиться на его стабильности.

Источники и ограничители роста

Источники роста

  • Перспективы роста внешнего спроса ограничены внешними факторами. Мировой спрос на зерно трудно предсказуем, так же как и производство.
  • Инвестиционный спрос со стороны государственно-финансируемых инфраструктурных проектов, инвестиционных проектов нацкомпаний, инновационных проектов субсидируемых правительством.
  • Замещение импорта, в области потребительских товаров, пищевой промышленности, строительных материалов. 
  • Рост внутреннего потребительского спроса за счет утечек из добывающего сектора и роста зарплат госслужащих.
  • Наблюдаемый рост розничной торговли отражает изменения в структуре спроса, а не в количестве спроса. Также, сохраняется неудовлетворенный спрос на супермаркеты, торговые центры, что стимулирует инвестиционный спрос.

Ограничители

  • Кредитование - недостаток капитала и осторожность банков, недостаток долгосрочного финансирования, ограничение со стороны регулятора.
  • Источники внешнего капитала – снижение прямых инвестиций, осторожность долговых инвесторов.
  • Внутренний спрос ограничен низкими доходами населения, необходимостью выплаты банковских долгов, высоким уровнем безработицы среди населения.
  • Ограничения со стороны рынка труда. Рост зарплат, концентрация доходов среди квалифицированных специалистов, недостаток квалифицированных кадров, стоимость труда и производительность.
  • Ограничения  производственных мощностей: многие на пределе мощности и сроков эксплуатации, необходимость капитальных инвестиций.

Среднесрочная перспектива 2011-2013

В 2010 году экономика Казахстана покажет существенный рост, опередив многие страны СНГ и Восточной Европы, где восстановление после кризиса происходит не так быстро. По нашим ожиданиям, годовой рост ВВП в 2010 году составит около 6%. Однако, мы ожидаем, что в 2011 экономический рост существенно замедлится. Квартальные данные с учетом сезонности показывают практически полное отсутствие роста в первом полугодии 2010, что вкупе с невероятным скачком  в 4 квартале 2009 года и производит существенный рост в годовом выражении в первом полугодии 2010. Таким образом, происходящее уже сейчас замедление, в годовой статистике отразится только в 2011 году.

Наблюдаемое замедление, похоже, обусловлено завершением восстановления производства в секторах, пострадавших во время кризиса. По нашим ожиданиям, восстановление в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, а также в финансовом секторе и государственном секторе уже произошло. Темпы роста услуг связи, транспорта, торговли и геологоразведки сохранятся на прежнем уровне. Рост сектора розничной торговли будет отражать не только увеличение трудовых доходов населения, но также и смещение покупательской активности населения от теневой экономики в сторону обслуживания в стационарных торговых точках. В секторе строительства в следующем году не ожидается какого-либо существенного оживления, хотя выполнение крупных инфраструктурных проектов, входящих в программу индустриализации страны, и дальше будут поддерживать объемы строительства.

Также не ожидается роста объемов услуг финансового посредничества, так как подавленное состояние кредитования и рост депозитной базы приводит к дальнейшему ухудшению процентных доходов финансовых институтов. Ожидается дальнейшее падение процентных ставок по кредитам и депозитам, которые будут оставаться на низком уровне, пока не разрешатся проблемы с излишней ликвидностью.

Мы считаем, что восстановление кредитования начнется с оживления операций в розничном секторе, тогда как возобновление корпоративного кредитования произойдет позже. Так мы ожидаем, что уже в 2011 году банки, вероятно, начнут проявлять усиленный интерес к потребительскому кредитованию, когда долг населения снизится еще на 10-15%, а уровень неработающих кредитов начнет приходить в норму. В секторе корпоративного кредитования в следующем году будет наблюдаться усиление конкуренции среди банков за немногочисленных, но кредитоспособных заемщиков. Возобновление корпоративного кредитования будет зависеть от способности крупных проблемных заемщиков эффективно реструктурировать свои долги. В данном случае государственная поддержка, обещанная правительством в рамках Дорожной карты бизнеса, окажет лишь незначительное улучшение, так как помощь адресована малым компаниям, а объемы рефинансирования недостаточны. Таким образом, мы считаем, что восстановление кредитования в корпоративном секторе произойдет только в 2012-13 гг. Стоит отметить, что после восстановления кредитного рынка, темпы роста кредитования будут не выше темпов роста ВВП.

Объем депозитов в банковском секторе продолжит расти, благодаря устойчивому притоку выручки среди крупных корпораций и росту доходов населения. Что касается внешнего фондирования, то банки вероятней всего вновь выйдут на внешний рынок капитала, однако в этот раз объемы нового заимствования будут ограничены, в том числе благодаря новым правилам регулятора.

Прогнозные данные в PDF-версии отчета.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус