Контроль экспорта – источник неэффективности сельского хозяйства

Скачать

На прошлой неделе для публичного обсуждения был опубликован проект «Плана развития АО НК «Продовольственная контрактная корпорация» (Продкорпорация) на 2021-2030 годы». В рамках плана предусматривается введение различных мер по контролю экспорта аграрной продукции, включая возможность сделать Продкорпорацию единым экспортером зерна. По нашему мнению, такие меры правительства только ухудшат международную конкурентоспособность отечественных сельхозпроизводителей и затормозят развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Как отмечается в документе, для расширения доступа казахстанских участников рынка на внешние рынки планируется постепенно увеличивать экспорт зерна через Продкорпорацию. При достижении доли экспорта от 50%, Продкорпорация может выполнять функции единого экспортера Казахстана. Эту цель планируется достичь в 2 этапа. На первом этапе Продкорпорация будет консолидировать экспортные партии зерна от мелких и средних фермеров, и реализовывать их на внешние рынки. На втором – компания будет выкупать внутренние объемы зерна и централизованно экспортировать. Для этого ей потребуется большой объем финансовых средств, в том числе за счет субсидирования купонного вознаграждения по облигациям.

Кроме того, в проекте также указано, что Продкорпорация будет содействовать экспортерам через: (i) установление «справедливых цен» для фермеров, не имеющих каналы выхода на экспорт; (ii) содействие производству экспортных товаров через свои инструменты; (iii) проведение переговоров с зарубежными госорганами для снижения барьеров; (iv) создание экспортных каналов; (v) содействие экспортерам в продвижении продукции; (vi) использование потенциала региональных представительств Продкорпорации в РК; и (vii) постепенное открытие представительств в странах импортерах казахстанского зерна.

На наш взгляд, вышеуказанные меры, помимо тех, что касаются кооперации с другими странами по снижению барьеров для внешней торговли, являются антирыночными по своей сути, поскольку предполагают прямое вмешательство государства в механизм ценообразования и распределения на рынке зерна. Экспорт зерна через единого оператора, а также установление цен на эту продукцию приведут к монополизации этой деятельности и снижению международной конкурентоспособности местных сельхозпроизводителей в долгосрочной перспективе. По нашему мнению, государство в принципе не должно вмешиваться в рыночные отношения через командно-административные методы. Однако в последние годы подобное государственное вмешательство в экономику и, в частности, в аграрный сектор только усилилось, создавая дополнительные барьеры, снижающие эффективность сельского хозяйства.

Недавно мы опубликовали «Обзор развития сельского хозяйства в Казахстане», в котором подробно рассматривали данный вопрос. Как мы ранее писали, прошлые и текущие подходы государства по поддержке развития аграрного сектора противоречили рыночным принципам, из-за чего частный бизнес в сельском хозяйстве стал в значительной степени зависеть от государственной поддержки, а конкуренция в отрасли сильно искажена. В сфере внешней торговли это выразилось во введении различных тарифных и нетарифных мер. Из-за этого конкурентоспособность и производительность сектора намного ниже, чем в развитых странах. Планы правительства по развитию Продкорпорации в этом отношении являются продолжением такой нерыночной политики, поскольку увеличивают роль государства на конкурентных рынках. Так как экспорт зерна является основой казахстанского экспорта сельхозпродукции, любые подобные искажения в данной отрасли будут иметь серьезные последствия для экспортных доходов сельхозпроизводителей.

Следует отметить, что мы согласны с тем, что необходимо поддерживать экспорт сельхозпродукции. Эффективность сельского хозяйства на современном этапе во многом будет зависеть от способности Казахстана интегрироваться в глобальные производственно-сбытовые цепочки, особенно в части расширения экспорта. Самое главное здесь – это добиться, чтобы объемы экспорта продовольствия Казахстана значительно превышали объемы импорта. Однако государство не должно вмешиваться в такие процессы через директивные методы, основным механизмом распределения ресурсов и ценообразования должен оставаться рынок.


Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус