На прошлой неделе для публичного обсуждения был опубликован проект «Плана развития АО НК «Продовольственная контрактная корпорация» (Продкорпорация) на 2021-2030 годы». В рамках плана предусматривается введение различных мер по контролю экспорта аграрной продукции, включая возможность сделать Продкорпорацию единым экспортером зерна. По нашему мнению, такие меры правительства только ухудшат международную конкурентоспособность отечественных сельхозпроизводителей и затормозят развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве.
Как отмечается в документе, для расширения доступа казахстанских участников рынка на внешние рынки планируется постепенно увеличивать экспорт зерна через Продкорпорацию. При достижении доли экспорта от 50%, Продкорпорация может выполнять функции единого экспортера Казахстана. Эту цель планируется достичь в 2 этапа. На первом этапе Продкорпорация будет консолидировать экспортные партии зерна от мелких и средних фермеров, и реализовывать их на внешние рынки. На втором – компания будет выкупать внутренние объемы зерна и централизованно экспортировать. Для этого ей потребуется большой объем финансовых средств, в том числе за счет субсидирования купонного вознаграждения по облигациям.
Кроме того, в проекте также указано, что Продкорпорация будет содействовать экспортерам через: (i) установление «справедливых цен» для фермеров, не имеющих каналы выхода на экспорт; (ii) содействие производству экспортных товаров через свои инструменты; (iii) проведение переговоров с зарубежными госорганами для снижения барьеров; (iv) создание экспортных каналов; (v) содействие экспортерам в продвижении продукции; (vi) использование потенциала региональных представительств Продкорпорации в РК; и (vii) постепенное открытие представительств в странах импортерах казахстанского зерна.
На наш взгляд, вышеуказанные меры, помимо тех, что касаются кооперации с другими странами по снижению барьеров для внешней торговли, являются антирыночными по своей сути, поскольку предполагают прямое вмешательство государства в механизм ценообразования и распределения на рынке зерна. Экспорт зерна через единого оператора, а также установление цен на эту продукцию приведут к монополизации этой деятельности и снижению международной конкурентоспособности местных сельхозпроизводителей в долгосрочной перспективе. По нашему мнению, государство в принципе не должно вмешиваться в рыночные отношения через командно-административные методы. Однако в последние годы подобное государственное вмешательство в экономику и, в частности, в аграрный сектор только усилилось, создавая дополнительные барьеры, снижающие эффективность сельского хозяйства.
Недавно мы опубликовали «Обзор развития сельского хозяйства в Казахстане», в котором подробно рассматривали данный вопрос. Как мы ранее писали, прошлые и текущие подходы государства по поддержке развития аграрного сектора противоречили рыночным принципам, из-за чего частный бизнес в сельском хозяйстве стал в значительной степени зависеть от государственной поддержки, а конкуренция в отрасли сильно искажена. В сфере внешней торговли это выразилось во введении различных тарифных и нетарифных мер. Из-за этого конкурентоспособность и производительность сектора намного ниже, чем в развитых странах. Планы правительства по развитию Продкорпорации в этом отношении являются продолжением такой нерыночной политики, поскольку увеличивают роль государства на конкурентных рынках. Так как экспорт зерна является основой казахстанского экспорта сельхозпродукции, любые подобные искажения в данной отрасли будут иметь серьезные последствия для экспортных доходов сельхозпроизводителей.
Следует отметить, что мы согласны с тем, что необходимо поддерживать экспорт сельхозпродукции. Эффективность сельского хозяйства на современном этапе во многом будет зависеть от способности Казахстана интегрироваться в глобальные производственно-сбытовые цепочки, особенно в части расширения экспорта. Самое главное здесь – это добиться, чтобы объемы экспорта продовольствия Казахстана значительно превышали объемы импорта. Однако государство не должно вмешиваться в такие процессы через директивные методы, основным механизмом распределения ресурсов и ценообразования должен оставаться рынок.
Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.
Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.