К концу года наши государственные органы и международные финансовые институты дали свои прогнозы по росту экономики на ближайшие два года. Так, к концу 2024 года Национальный банк оценивает рост экономики в 3.2-4.2%, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) – в 3.6%, что на порядок ниже весьма оптимистичных прогнозов правительства в 5.3%. Евразийский банк развития (ЕАБР) между тем, в отличие от финансовых регуляторов Казахстана, практически солидарен с правительством, оценивая рост ВВП в конце 2024 года в 5%. Это также идет вразрез с перспективами роста другого банка развития – Азиатского – который в своем декабрьском отчете отразил цифру в 4.3%. Мы считаем, что в то время, как базовый прогноз правительства в 5.3% может выглядеть переоцененным, рост экономики на 4.5% выглядит вполне достижимым и обоснованным.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития (ПСЭР) на 2024-2028 гг., реальный рост экономики в 2024 году составит 5.3% с дальнейшим увеличением до 6% в 2028 году. Однако перспективы экономики выглядят не так оптимистично по отчетам других государственных ведомств – Национального банка и АРРФР. В последнем Докладе о денежно-кредитной политике базовый прогноз Нацбанка по росту ВВП находится в интервале 3.2-4.2%, и основной причиной замедления роста по сравнению с результатами текущего года монетарный регулятор считает перенос начала увеличения производства на месторождении Тенгиз.
АРРФР, в свою очередь, выпустило Отчет «Рост в условиях риска» по итогам третьего квартала 2023 года, в котором дается прогнозная оценка ВВП с использованием модели Growth at Risk. Модель разработана по методологии МВФ и оценивает влияние макрофинансовых условий через сводный индекс FCI на распределение ВВП в краткосрочном и среднесрочном периодах. В результате исследования, по мнению регулятора, ухудшение макрофинансовых условий в третьем квартале 2023 года негативно влияет на прогнозный рост ВВП и вероятность того, что темпы прироста экономики в следующем году не достигнут базового прогноза правительства в 5.3%, составляет 93%. При этом модель оценивает наиболее вероятный прирост ВВП в 2024 году в 3.6%. Такому ухудшению прогноза способствовали ужесточение внутренних условий из-за роста процентных ставок на кредитном и денежном рынках, а также замедление улучшения внешних условий из-за волатильности нефтяных котировок и жесткой политики ФРС. Также АРРФР не выражает оптимизма и в отношении прогноза правительства на 2025 год в 5.6% – вероятность такого прироста составляет всего 12%. Возможно, в некоторой степени пессимистичный прогноз АРРФР связан с высокой чувствительностью результатов модели с переменными (индексами) и тем, что любая модель не может учесть все параметры. Рост в 3.6%, на наш взгляд, скорее является потенциальным долгосрочным ростом экономики.
Из международных институтов Азиатский банк развития предоставил свой прогноз по росту ВВП Казахстана в 2024 году на уровне 4.3%, что на целый процентный пункт ниже, чем 5.3% правительства. Ближе всего к прогнозам правительства оказались цифры Евразийского банка развития, который в своем макроэкономическом прогнозе повысил оценку на 0.6 п.п. – до 5% – по сравнению с предыдущим прогнозом в июне 2023 года. Как указывает финансовый институт, такому пересмотру способствовали темпы роста текущего года, а также «потенциальные эффекты от реализации новых инициатив». Речь, скорее всего, идет об инициативах из послания Главы государства в сентябре 2023 года. Мы считаем рост в 5%, как и прогноз правительства, слишком переоцененным и не соответствующим, по крайней мере, текущим макроэкономическим предпосылкам.
Таблица 1. Сравнение прогнозов роста ВВП
Ранее мы давали прогноз по росту экономики в 2024 году в 4.5%, и мы его сохраняем. С одной стороны, дезинфляционные процессы, наблюдаемые весь текущий год, могут привести к ослаблению монетарной политики и стимулировать расширение экономической активности. С другой стороны, несколько раз переносилась дата запуска проекта на месторождении Тенгиз, с которым связаны большие надежды по росту экспорта нефти и, соответственно, экономики. Согласно последней информации, запуск проекта отложен до конца 2024 года, а может и до начала 2025 года.
Отдельно стоит отметить, что на показатели роста экономики может повлиять политика государства в отношении трансфертов из Нацфонда. В последнее время государство демонстрирует весьма четкую позицию по наращиванию бюджетных расходов, которые финансируются за счет внеплановых изъятий из Нацфонда. Как мы уже отмечали, несмотря на то, что гарантированный трансферт из Нацфонда в бюджет снизился (Таблица 2), вырос целевой трансферт, который в текущем году практически соответствовал гарантированному. Кроме того, с сентября 2023 года по решению правительства стало возможным приобретать акции НК «Казмунайгаз» за счет средств Нацфонда, что и было осуществлено с октября по декабрь. В результате такой операции произошло внебюджетное финансирование экономики из Нацфонда на целых Т1.3 трлн. Таким образом, в текущем году из Нацфонда в экономику поступило денег больше, чем во все предыдущие годы, выше, чем даже в кризисный «ковидный» год.
Таблица 2. Бюджетное и внебюджетное финансирование экономики из Нацфонда (Т млрд)
Таким образом, на наш взгляд, в то время как экономика вполне может показать рост в следующем году на уровне 4.5%, он может оказаться выше из-за политики государства в отношении трансфертов. Все зависит от того, будет ли соблюдаться контрцикличное правило по использованию Нацфонда, которое нацелено на снижение зависимости экономики от цен на нефть и диверсификацию. Более подробную аналитику по прогнозу и детали мы приведем в нашем регулярном макроэкономическом отчете по результатам 2023 года.
Мадина Кабжалялова – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.