На днях правительство подвело итоги развития Казахстана за 2023 год. Согласно официальным данным, за 6М2023 г. выпуск продукции МСБ составил Т29 трлн по сравнению с Т23 трлн за аналогичный период прошлого года. В то же время численность занятых в МСБ увеличилась на 500 тысяч – до 4.3 млн человек, тогда как доля МСБ в ВВП достигла 36.4%. Такие, казалось бы, хорошие показатели, по нашему мнению, не отражают реальную картину развития малого и среднего предпринимательства в стране из-за особенностей методологии определения МСБ в официальной статистике.
Малый и средний бизнес во всем мире считается одним из главных драйверов роста экономики и среднего класса, поскольку он способствуют развитию конкуренции и созданию эффективной инновационной системы. В Казахстане развитию МСБ также уделяется пристальное внимание как в рамках стратегических документов, так и различных государственных программ по развитию предпринимательства. Мониторинг прогресса в этой области является важной задачей для всех государственных и других органов.
Как мы уже писали, сегодня официальная статистика в Казахстане не достоверно отражает данные по МСБ, так как она ведется лишь по одному критерию – среднегодовой численности работников и не учитывает другие важные критерии, как среднегодовой оборот, размер активов либо доходы. При этом, согласно международному опыту (Таблица 1), для объективности важно учитывать сразу несколько критериев, поскольку существует множество компаний, которые при небольшой численности сотрудников могут генерировать миллионные обороты.
Таблица 1. Классификация компаний в официальной статистике
Источник: БНС, Европейская комиссия, Всемирный банк
До 2014 года госстатистика в РК использовала два критерия – среднегодовую численность работников и общий объем активов за год, что в целом соответствовало мировой практике. Однако, начиная с 2014 года, статистика использует только один критерий по количеству сотрудников, из-за чего в МСБ вошли компании с небольшим штатом, но с торговыми оборотами как у крупных компаний. Данную проблему с классификацией признает и само государство. В частности, в «Концепции развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», утвержденной в апреле 2022 года, отмечается, что если очистить данные по МСБ от компаний, относящихся по размеру своего годового оборота к крупным, то доля МСБ в ВВП в 2020 году снизилась бы с 32.8% до 12.7%. По нашему мнению, большое количество компаний с малым штатом и с большими оборотами – это проявление слишком большого объема государственных закупок в экономике.
Следует отметить, что для участия в государственных программах для МСБ применяется классификация, определенная в Предпринимательском Кодексе РК, в которой помимо численности работников используется и среднегодовой доход компании. Такая разница в методологии, когда официальная статистика основывается на одном критерии, а госорганы используют другую, существенно усложняет оценку развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. На наш взгляд, необходима унификация подходов к классификации МСБ, в которой помимо численности штата будет учитываться дополнительный критерий, будь то обороты компании, ее доходы или размер активов, как это было до 2014 года.
Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.