4 декабря на сайте «Открытые НПА» для публичных обсуждений был размещен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам конкуренции». Среди мер, предлагаемых в законопроекте, присутствует внедрение института коллективных исков – механизма, который позволит компенсировать ущерб от антиконкурентных практик потребителям в рамках единого судебного разбирательства. На наш взгляд, появление подобного института в Казахстане не только даст возможность компенсировать ущерб большому кругу лиц, пострадавших от нарушений антимонопольного законодательства, но и станет дополнительным сдерживающим фактором для возникновения новых картелей в стране.
Согласно законопроекту, предусмотрено право на обращение в суд с иском о возмещении убытков группой лиц, права которых были ущемлены в результате нарушений субъектом (-ами) рынка законодательства в области защиты конкуренции. Под группой лиц понимается совокупность физических и/или юридических лиц, которые являются потребителями товаров и услуг субъекта (-ов) рынка. Критерии определения группы лиц включают однородность нарушенных прав, требований и способа защиты. При этом для совместного обращения в суд группа лиц должна состоять не менее чем из десяти членов. Требование может предъявляться в защиту прав и интересов как определенных членов группы, так и всех членов группы, в том числе неопределённого круга лиц. Последнее означает, что даже если потребитель не участвует непосредственно в судебном процессе или не знает о причиненном ему ущербе, он все равно может претендовать на возмещение ущерба по окончании дела (так называемая модель opt out).
Модель opt out широко применяется в США. Она предполагает, что перед началом судебного дела всем пострадавшим лицам высылается уведомление о начале такого дела. После получения уведомления, если только лицо не заявит в письменной форме, что оно не желает быть стороной в деле, оно автоматически становится частью коллективного иска и может требовать возмещение ущерба даже без непосредственного участия в судебном процессе. Преимущество этой модели в том, что когда число пострадавших очень большое – от нескольких тысяч до миллионов – могут быть учтены интересы всех сторон.
Введение института коллективных исков обусловлено, прежде всего, необходимостью расширения защиты прав потребителей в Казахстане. На данный момент при рассмотрении судами антимонопольных дел причиненные убытки в основном возмещаются лишь только государству в виде различных штрафов. Например, за участие в картельном сговоре, являющемся наиболее злостным видом нарушения антимонопольного законодательства, среди прочего предусмотрен штраф в размере до 5% от полученного монопольного дохода (разница между монопольно высокой и справедливой ценой) с конфискацией такого дохода не более чем за один год. Размеры штрафов в таких делах исчисляются миллионами, а иногда даже миллиардами, однако они выплачиваются в государственный бюджет. При этом главной пострадавшей стороной в этом случае является не государство, а сами потребители.
Следует отметить, что потребители могут самостоятельно и в индивидуальном порядке обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, понесенных в результате антиконкурентных практик субъектов рынка. Однако для отдельных лиц средний чек возмещения, по оценкам АЗРК, составляет всего 3-5 тыс. тенге, что лишает их каких-либо стимулов обращаться в суд. При этом во многих случаях потребители могут даже и не подозревать, что их права были нарушены. В этом плане появление возможности совместного предъявления исков позволит защитить права огромного количества лиц перед крупным бизнесом. Что еще более важно, на наш взгляд, это то, что данный институт будет выступать в качестве дополнительного сдерживающего фактора для возникновения новых картелей, которые серьезно ухудшают конкурентную среду.
На текущий момент не совсем понятно, как будет осуществляться процедура подачи коллективного иска либо определение размера ущерба и ее компенсация. Предлагаемые в законопроекте изменения ссылаются лишь на положения Гражданского кодекса. Тем не менее, зарождение института групповых исков, по нашему мнению, является позитивным шагом как для защиты конкуренции, так и для защиты прав потребителей в стране. При этом АЗРК необходимо будет провести еще долгую законодательную, нормативную и коммуникационную работу, чтобы данный механизм действительно был эффективным и применялся на практике – ведь в результате этих усилий равно заинтересованы и общество, и государство.
Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.