Институт коллективных исков как инструмент борьбы с недобросовестной конкуренцией в Казахстане

Скачать

Недавно в мажилисе были презентованы планируемые поправки в законодательство по развитию конкуренции. Среди мер, предлагаемых в новом законопроекте, присутствует внедрение института коллективных исков – механизма, который позволит компенсировать ущерб от антиконкурентных практик потребителям в рамках единого судебного разбирательства. На наш взгляд, появление такого института в Казахстане не только даст возможность компенсировать ущерб большому кругу лиц, пострадавших от нарушений антимонопольного законодательства, но и станет дополнительным сдерживающим фактором для возникновения новых картелей в стране.

Согласно законопроекту, предусмотрено право на обращение в суд с иском о возмещении убытков группой лиц, права которых были нарушены. Под группой лиц понимается совокупность физических и/или юридических лиц, которые являются потребителями товаров и услуг субъекта (-ов) рынка. Критерии определения группы лиц включают однородность нарушенных прав, требований и способа защиты. Для рассмотрения дела ко дню обращения в суд к требованию о защите прав и законных интересов этой группы лиц должно присоединиться не менее тридцати лиц. 

В то же время требование может предъявляться в защиту прав и интересов как членов группы, так и потенциальных членов. Это означает, что даже если потребитель не участвует непосредственно в судебном процессе или не знает о причиненном ему ущербе, он все равно может претендовать на возмещение ущерба (так называемая модель opt out). Модель opt out широко применяется в США. Она предполагает, что перед началом суда всем пострадавшим лицам высылается уведомление о начале такого дела и возможности присоединения, что также планируется внедрить в Казахстане путем опубликования сообщения в публичной форме либо посредством подписания электронного документа. Преимущество такой модели в том, что когда число пострадавших очень большое – от нескольких тысяч до миллионов – могут быть учтены интересы всех сторон.

Введение института коллективных исков обусловлено, прежде всего, необходимостью расширения защиты прав потребителей в Казахстане. На сегодня при рассмотрении судами антимонопольных дел причиненные убытки в основном возмещаются только государству в виде различных штрафов. Например, за участие в картельном сговоре, который является наиболее злостным видом нарушения антимонопольного законодательства, среди прочего, предусмотрен штраф в размере до 5% от полученного монопольного дохода (разница между монопольно высокой и справедливой ценой) с конфискацией такого дохода не более чем за один год. Размеры штрафов в таких делах огромные, однако они выплачиваются в государственный бюджет. Например, по данным АЗРК, за последние два года в бюджет поступило 11 млрд тенге в виде антимонопольных штрафов. Однако часто главной пострадавшей стороной в таких делах является не государство, а сами потребители. 

Следует отметить, что потребители могут самостоятельно и в индивидуальном порядке обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, понесенных в результате антиконкурентных практик. Однако для отдельных лиц средний чек возмещения, по оценкам АЗРК, составляет всего 3-5 тыс. тенге, что лишает их стимулов обращаться в суд. При этом во многих случаях потребители могут даже и не подозревать, что их права были нарушены. В этом отношении появление возможности совместного предъявления исков позволит защитить права большого количества лиц перед крупным бизнесом. Что еще более важно, по нашему мнению, это то, что данный институт будет выступать в качестве дополнительного сдерживающего фактора для возникновения новых картелей, которые серьезно ухудшают конкурентную среду. Потенциальные кейсы, где может быть применен институт коллективных исков, включают рынки сжиженного газа, авиабилетов, хранения и транспортировки лекарств и т.д.

В целом зарождение института коллективных исков, на наш взгляд, является позитивным шагом как для защиты конкуренции, так и для защиты прав потребителей в стране. Следует отметить, что эти поправки впервые были анонсированы в конце 2023 года, но затем законопроект был отправлен на доработку. В нынешней версии, среди прочего, был уточнен порядок подачи коллективного иска, определения размера ущерба и его возмещения. В то же время АЗРК необходимо будет провести еще долгую законодательную и коммуникационную работу, чтобы данный механизм действительно был эффективным и применялся на практике – ведь в результате этих усилий равно заинтересованы и общество, и государство. 

Санжар Калдаров – Аналитический центр

При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна. 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Салтанат Игенбекова
Главный аналитик
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус