Доходы государственного бюджета в 4кв2022 г. увеличились на 10.4% кв/кв. В то время как поступления в доходную часть бюджета резко возросли в последнем квартале, а размер трансферта из НФ в госбюджет, наоборот, сложился на минимальном уровне за 2022 г. (-23% кв/кв). При этом расходы государственного бюджета в 4кв2022 г. увеличились на 29.7% кв/кв, а размер дефицита бюджета расширился сразу на Т1.6 трлн.
Существенному улучшению параметров бюджета в 2022 г. способствовал рекордный рост нефтяных доходов. Кроме того, на фоне благоприятной внешней ценовой конъюнктуры и расширения фискального импульса, экономика республики в 2022 г. сохранила относительно высокую динамику роста, что также положительно сказалось на доходной части бюджета, которая увеличилась на 27.8% г/г по сравнению с расширением расходов на 19.9% г/г. В результате в 2022 г. размер дефицита бюджета составил Т2.2 трлн или 2.1% от ВВП и вернулся к докризисным уровням.
Хотя размер дефицита государственного бюджета сократился, заимствования Минфина РК достигли рекордного уровня в Т4 трлн (Т3.8 трлн в 2021 г.). Размер долга Правительства РК на конец 2022 г. составил Т22 трлн (+17.5% г/г), а вместе с возросшим долгом также увеличились расходы на его обслуживание, достигшие Т1.4 трлн (+32% г/г).
В 2023 г., по прогнозу Правительства РК, размер трансфертов сократится на 12.7% г/г до Т4 трлн, а затраты госбюджета увеличатся примерно на 20% г/г, что скажется на углублении дефицита бюджета до Т3.2 трлн (2.7% от ВВП). В то же время конъюнктура цен на сырьевые ресурсы РК в текущем году ожидается относительно благоприятной, что наряду с прогнозируемым увеличением нефтедобычи дает основания ожидать, что ситуация с государственными финансами все же окажется лучше прогнозной оценки Правительства.