Государственный бюджет Казахстана за 1кв2023 года

Скачать

На фоне оживления экономической активности поступления в доходную часть государственного бюджета в 1кв2023 г. увеличились на 5.1% кв/кв до Т5.6 трлн. При этом несмотря на то, что размер трансфертов из НФ в госбюджет увеличился на 5.6% кв/кв, их доля в общих доходах не изменилась, сохранившись на минимальном с 2020 г. уровне в 17.6%. Примечательно, что в марте текущего года произошло двукратное увеличение поступлений в доходную часть бюджета в форме трансфертов из НФ. 

В свою очередь, расходная часть государственного бюджета (+29.7% г/г) в 1кв2023 г. из-за усиления стимулирующей фискальной политики демонстрировала темпы роста почти в два раза выше доходной, что и привело к дефициту бюджета в Т382 млрд по сравнению с профицитом в Т188 млрд в 1кв2022 г. Напомним, что в рамках корректировки (изменения в старую редакцию бюджета произошли в марте) правительство увеличило расходы государственного бюджета на 2023 г. примерно на Т2 трлн до Т27.3 трлн, а темпы роста в сравнении с 2022 г. возросли до 27% г/г. При этом изменения затронули и изъятия из НФ – размер целевого трансферта вырос на Т0.8 трлн до Т4 трлн. Примечателен и тот факт, что расходы государственного бюджета по 10% компенсации по депозитам в тенге на самом деле были выше на Т153 млрд, но поскольку их частично профинансировал Нацбанк РК, это внесло некоторое искажение (занижение) в общую статистику государственных расходов.

С учетом углубившегося дефицита государственного бюджета заимствования Минфина РК увеличились почти на 60% г/г, а погашение обязательств – более чем на 50% г/г. Размер долга правительства на конец 1кв2023 г. составил Т22.7 трлн (+18.5% г/г), а объем расходов на его обслуживание сложился на уровне Т560 млрд (+38.1% г/г), при этом их доля в структуре расходов бюджета приблизилась к 10%.  

Таким образом, финансовым властям пока не удается задействовать в управлении государственными финансами бюджетные правила, т.к. средства НФ примерно в том же объеме продолжают поступать в бюджет, а бюджетная политика носит ярко выраженный про-циклический характер и вступает в противоречие с ДКП НБК в борьбе с инфляцией. Такой подход в управлении государственными финансами сказывается на углублении дефицита бюджета с Т2.2 трлн (2.1% от ВВП) до Т3.2 трлн (2.7% от ВВП) в 2023 г., увеличивая при этом обязательства по обслуживанию государственного долга и способствуя сохранению высокого про-инфляционного давления в экономике.  

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Салтанат Игенбекова
Главный аналитик
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Айдос Тайбекұлы
Главный аналитик
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус