На фоне оживления экономической активности поступления в доходную часть государственного бюджета в 1кв2023 г. увеличились на 5.1% кв/кв до Т5.6 трлн. При этом несмотря на то, что размер трансфертов из НФ в госбюджет увеличился на 5.6% кв/кв, их доля в общих доходах не изменилась, сохранившись на минимальном с 2020 г. уровне в 17.6%. Примечательно, что в марте текущего года произошло двукратное увеличение поступлений в доходную часть бюджета в форме трансфертов из НФ.
В свою очередь, расходная часть государственного бюджета (+29.7% г/г) в 1кв2023 г. из-за усиления стимулирующей фискальной политики демонстрировала темпы роста почти в два раза выше доходной, что и привело к дефициту бюджета в Т382 млрд по сравнению с профицитом в Т188 млрд в 1кв2022 г. Напомним, что в рамках корректировки (изменения в старую редакцию бюджета произошли в марте) правительство увеличило расходы государственного бюджета на 2023 г. примерно на Т2 трлн до Т27.3 трлн, а темпы роста в сравнении с 2022 г. возросли до 27% г/г. При этом изменения затронули и изъятия из НФ – размер целевого трансферта вырос на Т0.8 трлн до Т4 трлн. Примечателен и тот факт, что расходы государственного бюджета по 10% компенсации по депозитам в тенге на самом деле были выше на Т153 млрд, но поскольку их частично профинансировал Нацбанк РК, это внесло некоторое искажение (занижение) в общую статистику государственных расходов.
С учетом углубившегося дефицита государственного бюджета заимствования Минфина РК увеличились почти на 60% г/г, а погашение обязательств – более чем на 50% г/г. Размер долга правительства на конец 1кв2023 г. составил Т22.7 трлн (+18.5% г/г), а объем расходов на его обслуживание сложился на уровне Т560 млрд (+38.1% г/г), при этом их доля в структуре расходов бюджета приблизилась к 10%.
Таким образом, финансовым властям пока не удается задействовать в управлении государственными финансами бюджетные правила, т.к. средства НФ примерно в том же объеме продолжают поступать в бюджет, а бюджетная политика носит ярко выраженный про-циклический характер и вступает в противоречие с ДКП НБК в борьбе с инфляцией. Такой подход в управлении государственными финансами сказывается на углублении дефицита бюджета с Т2.2 трлн (2.1% от ВВП) до Т3.2 трлн (2.7% от ВВП) в 2023 г., увеличивая при этом обязательства по обслуживанию государственного долга и способствуя сохранению высокого про-инфляционного давления в экономике.