Во 2кв2022 г. налоговые поступления государственного бюджета сократились на 2.4% кв/кв на фоне остановки нефтедобычи на месторождении Кашаган. Сокращение налоговых поступлений в бюджет только в июне составило 38% м/м. Трансферты из Нацфонда в доходную часть бюджета во 2 квартале увеличились на 35.9% кв/кв и это нивелировало снижение налоговых поступлений. В целом же за первое полугодие текущего года совокупные доходы госбюджета увеличились на 36.8% г/г и составили Т9.9 трлн. Расходы бюджета увеличились на 19.5% г/г до Т9.7 трлн, при этом предоставление бюджетных кредитов и операции с финансовыми активами увеличились на 35.2% г/г и составили Т319 млрд. Существенному росту расходов бюджета в 2022 г. способствовала стимулирующая бюджетная политика, триггером для которой послужили январские события и внешние шоки. Сложившаяся динамика привела к тому, что дефицит государственного бюджета сформировался на уровне в Т131 млрд, что несопоставимо меньше дефицита в Т0.8 трлн и Т1.1 трлн в 1П2020 и 1П2021 гг.
Таким образом, показатели государственного бюджета в этом году заметно улучшились, однако зависимость от нефтяного сектора и расширение бюджетного импульса отразились на балансе бюджета, который довольно быстро перешел от профицита по итогам первого квартала к дефициту во втором. На фоне роста дефицита наблюдается расширение долга правительства, увеличившегося на 7.1% с начала года (+12.7 г/г) и достигшего Т20.1 трлн. Однако восстановление нефтедобычи и дальнейшая активизация деловой активности в республике на фоне сохранения высоких цен на сырье и «слабого» тенге положительно отразятся на поступлениях государственного бюджета во 2П2022 г.