Электромобили в Китае – новый вызов мировому автопрому

Скачать

В последние годы на дорогах Казахстана и в мире можно всё чаще наблюдать электромобили китайского производства. New energy vehicle (электромобили) (NEV) – новый мировой автомобильный тренд, созданный китайскими автопроизводителями. Благодаря дешевизне китайских электрокаров автомобили, некогда бывшие предметом роскоши для многих слоёв населения, сегодня становятся вполне доступным средством передвижения. К этому привели изменения конъюнктуры рынка, технологий и стратегия рыночных игроков. Однако прогнозы аналитиков относительно будущего NEV и его влияния на мировой автопром весьма неоднозначны.

Новая государственная стратегия 

По данным Государственного Управления таможни КНР, в 2023 году китайский автопром экспортировал 1.54 млн электромобилей, заработав $34.12 млрд, и впервые обогнал Японию. Доля Китая в мировом экспорте электромобилей достигла 35% в прошлом году по сравнению с 4.2% в 2018 году.  

Китайские электрокары становятся популярными и в Казахстане; согласно статистике, в 2022 году из Китая в Казахстан было импортировано 908 единиц электромобилей на сумму $13 млн, в 2023 году импортировано уже 8 058 единиц на сумму $329 млн.

Такие достижения стали во многом возможны благодаря политике, проводимой правительством КНР. Немаловажную роль сыграл и фактор перепроизводства дешёвых товаров (одежда, мебель, бытовая техника), производившихся в Китае в последние три десятилетия, который перестал приносить стране существенную выгоду.

Таким образом, производство электромобилей является частью новой государственной стратегии Китая, направленной на высокотехнологичное развитие и производство технически более сложной и дорогостоящей продукции.

Чтобы стимулировать рост популярности NEV, правительство Китая реализует комплекс мер, которые условно можно разделить на пять категорий: (i) финансирование НИОКР; (ii) финансовая поддержка покупателей; (iii) развитие зарядной инфраструктуры; (iv) создание преференций для владельцев NEV; и (v) экономические меры по стимулированию производства NEV.

Ключ к успеху 

Стремление Китая к доминированию на авторынке создало напряжённую рыночную конкуренцию между производителями электрокаров. В исходе этой войны в прошлом году с рынка исчезло более десятка производителей легковых автомобилей. К ним относятся некогда популярные бренды электромобилей, такие как WM Motor, Byton, Aiways и Levdeo. В октябре 2023 года Mitsubishi Motors объявила о прекращении производства своих автомобилей на совместном предприятии в Китае. Согласно отчетам фондовых бирж и сообщениям государственных СМИ, Honda, Hyundai и Ford также предприняли шаги, включая увольнения и продажи заводов, чтобы сократить расходы.

Взгляды аналитиков относительно составляющей успеха китайского автопрома неоднозначны. Так, по мнению обозревателя CNN, ключом Китая к успеху стали ценовой демпинг, перепроизводство и ориентация на рынки развивающихся стран (Вьетнам, Таиланд, Индонезия). Тогда как европейские производители, наоборот, были ориентированы на выпуск более дорогостоящих электромобилей и клиентов с высоким уровнем дохода. 

По информации Госсовета КНР, основным залогом успеха для китайских NEV являются правильно выстроенные цепочки поставок и низкая себестоимость аккумуляторов. 

По мнению Hinrich foundation: «Китай контролирует значительную часть глобальной цепочки поставок ключевых компонентов электромобилей, особенно редкоземельных элементов и литий-ионных аккумуляторов. Ее доминирование в добыче, переработке и производстве редкоземельных материалов и литиевых батарей дает уникальное преимущество. Этот контроль над важнейшими элементами производства электромобилей дает Китаю стратегическое преимущество, поскольку обеспечивает постоянные поставки основных материалов». 

В свою очередь аналитик «Harvard business review» видит три составляющие успеха китайского автопрома: эксперименты в смежных отраслях, поощрение операционных решений и удвоение основных технологий. 

Битва рыночных игроков

Экспансия китайских NEV на американский и европейский рынки вызывает настороженность правительств этих стран. Быстрое распространение NEV и доминирование Китая на этом рынке рассматривается ими как угроза устойчивому развитию. В этой связи США и Евросоюзом устанавливаются ограничительные меры на импорт NEV.

Так, Министерством финансов США в марте 2023 года опубликован ряд руководящих принципов установления федеральных налоговых льгот для экологически чистых автомобилей. Согласно Принципам, начиная с 2025 года, производимый в Китае электротранспорт, не будет иметь права на получение налоговых льгот.

Однако проходящая в эти дни в Пекине выставка автомобилей Auto China 2024 продемонстрировала уверенный настрой Китая на лидирование в этой области, оставив далеко позади признанные немецкие и японские бренды. Главной отличительной особенностью мероприятия стали новые технологические решения, предлагаемые китайскими автоконцернами; из представленных 278 моделей 117 были новинками. 

Прогноз на будущее

Китай не намерен сокращать производство NEV, так как электромобили будут занимать существенную долю в его ВВП. В 2021 году она составляла 0.37%, 2022 году – 1.6%, а по оценкам китайских экспертов, к 2030 году займёт порядка 5% ВВП.

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, к 2030 году Китай сможет реализовать 60% всех произведённых в мире электрокаров, став мировым лидером продаж.

Задаваясь вопросом, добьются ли успеха китайские автопроизводители на арене международной экспансии, специалисты склоняются к выводу: конечный успех лежит за пределами самого продукта. Китайским компаниям по производству электромобилей необходимо изучить глобальный рынок – от каналов до конкуренции и поведения потребителей до инфраструктуры. Успех также зависит от того, смогут ли китайские компании по производству электромобилей построить производственные или сборочные заводы, сети послепродажного обслуживания, а также зарядную инфраструктуру на зарубежных рынках. 

Гульмира Камеденова – Аналитический центр

При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна
 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус