Недавно в правительстве сообщили о мерах, предпринимаемых для сбыта нереализованных запасов лука в стране. Эти излишние запасы появились в результате экспортных ограничений в 2023 году на фоне роста спроса на лук на мировом рынке. Правительство вновь оправдывает подобные меры соображениями продовольственной безопасности и обеспечением потребностей внутреннего рынка. Однако, этот пример еще раз наглядно показывает, как сельхозпроизводители могут нести убытки из-за неэффективного вмешательства государства в рыночные отношения в аграрном секторе.
На днях в Минсельхозе РК заявили о предпринимаемых мерах по сбыту нереализованных запасов лука у сельхозпроизводителей. В частности, правительство сообщило о заключении контрактов на поставку лука в такие страны, как Азербайджан, Грузия, Сербия, Чехия, Таджикистан и Афганистан на 23 тыс. тонн, а также о мерах по сбыту лука на внутреннем рынке при содействии региональных властей. При этом на складах у сельхозпроизводителей еще остается 130 тыс. тонн нереализованной продукции, из них в Жамбылской области – 114 тыс. тонн, в Алматинской области – 16 тыс. тонн, двух основных регионах по его выращиванию.
Накоплению таких значительных запасов лука, как подчеркивает и сам Минсельхоз, способствовали экспортные ограничения, введенные в 2023 году. Так, в начале прошлого года правительство РК ввело трехмесячный полный запрет на поставки репчатого лука в другие страны. Затем в начале апреля данный запрет был заменен квотами в размере 20 тыс. тонн, которые действовали до конца месяца. Ограничения также проявлялись в необходимости получения транспортных разрешений, которые были сняты лишь в феврале 2024 года. Поводом для введения таких ограничений послужил ажиотажный спрос на репчатый лук в соседних странах вследствие ухудшения погодных условий в Средней Азии и Пакистане.
Из-за ограничений на экспорт сельхозпроизводители еще в прошлом году понесли огромные убытки, так как часть скопившейся на складах продукции испортилась или была продана по низким ценам. Правительство тогда оправдывало подобные меры соображениями продовольственной безопасности и необходимостью обеспечения внутреннего рынка. К имеющимся запасам затем добавились остатки прошлогоднего урожая, который в 2023 году составил 1.1 млн тонн, что почти в 3.5 раз превышает объем внутреннего рынка. Именно эти излишки на данный момент правительство активно пытается реализовать как внутри страны, так и за рубежом.
Таким образом, этот пример еще раз наглядно показывает, как государственное вмешательство в рыночные отношения, в этом случае во внешнюю торговлю, приводит к неэффективности сельского хозяйства. Ранее такая же ситуация наблюдалась с семенами подсолнечника и урожаем пшеницы, на экспорт которых в последние годы часто вводились количественные ограничения. Как мы уже не раз писали, прошлые и текущие подходы государства по поддержке развития аграрного сектора противоречат рыночным принципам. Как показала практика, любые ограничения в сфере внешней торговли, мотивированные продовольственной безопасностью, а фактически продовольственным самообеспечением, имеют серьезные последствия для доходов сельхозпроизводителей. Еще раз подчеркиваем, что государство не должно вмешиваться в подобные процессы, используя командно-административные методы.
Санжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.