Экономика Узбекистана – итоги 2022 г.

Скачать

Темпы роста экономики Узбекистана замедлились с 7.4% в 2021 г. до 5.7% г/г в 2022 г. Положительный вклад в рост ВВП в 2022 г. внесло сельское хозяйство (+3.6% г/г), промышленность (+5.2% г/г) и строительство (+6.6% г/г), а также сфера услуг (+8.5% г/г). Инвестиции в основной капитал за 2022 г. увеличились на 0.9% г/г. Росту совокупного спроса в 2022 г. способствовал рост заработной платы (+21.1% г/г), денежных переводов (+46.8% г/г), а также расширение расходов государственного бюджета (29.5% г/г). На фоне стабилизации темпов инфляции на уровне 12.2%-12.3% ЦБ РУ поддерживал денежно-кредитные условия умеренно жёсткими, сохраняя основную ставку на уровне 15% до конца прошлого года. Благоприятная ценовая конъюнктура на экспортные товары республики и приток денежных переводов способствовали сокращению дефицита текущего счета с $4.8 млрд за 2021 г. до $511 млн за 2022 г.  Международные резервы Узбекистана за 2022 г. увеличились на 1.8% и составили $35.8 млрд.  Рост ЗВР республики за прошлый год произошел за счет увеличения активов в золоте на 10.1% (10.0% кв/кв) до $23.1 млрд. По состоянию на 1 октября 2022 г. остаток государственного долга Узбекистана составил $26.2 млрд (-1.7% с начала года). Внешний государственный долг сократился на 1.7% с начала года и составил $23.2 млрд. (30.1% от ВВП).     

Темпы роста экономики Узбекистана в 2022 г. сопоставимы с докризисными. Темпы роста экономики Узбекистана замедлились с 7.4% в 2021 г. до 5.7% г/г в 2022 г., а показатель ВВП в номинальном выражении составил 888.3 трлн сум или $80.4 млрд ($69.6 млрд за 2021 г.). Такая динамика ВВП примерно соответствовала темпам 2018-2019 гг., когда экономика республики ежегодно росла на 5.5%-6.0%. Положительный вклад в рост ВВП в 2022 г. внесло сельское хозяйство (+3.6% г/г), промышленность (+5.2% г/г) и строительство (+6.6% г/г), а также сфера услуг (+8.5% г/г). Инвестиции в основной капитал за 2022 г. увеличились на 0.9% г/г, что существенно меньше темпов роста в 5.2% г/г в 2021 г. В номинальном выражении объем освоенных инвестиций составил 269.9 трлн сум ($24.4 млрд) или 30.4% от ВВП (33.3% в за 2021 г.). На потребительском рынке в 2022 г. наблюдался рост оборота розничной торговли на 12.3% г/г (+12.0% г/г в 2021 г. до 249.5 трлн сум) до 319.3 трлн сум. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2022 г. увеличилась на 21.1% (+20.3% в 2021 г.) и составила 3 892.4 тыс. сум ($352). Расширение внутреннего потребления домохозяйств было поддержано не только ростом заработной платы, но и увеличением поступлений денежных переводов мигрантов в республику (+46.8% до $13.5 млрд). По нашему мнению, рост экономики РУ в 2023 г. составит 5.1%-5.2%. 

Денежно-кредитные условия – умеренно жесткие.  ЦБ РУ сохранял денежно-кредитные условия в республике умеренно жесткими до конца прошлого года на фоне расширения фискального импульса, роста потребления домохозяйств и двузначных темпов инфляции. С июля прошлого года, когда ЦБ РУ понизил основную ставку с 16% до 15%, денежно-кредитные условия в республике до конца года оставались неизменными. Этому способствовали темпы инфляции, которые с июня прошлого года стабилизировались на уровне в 12.2%-12.3%. В течение 4кв2022 г. курс национальной валюты к доллару США ослаб на 1.9% кв/кв, при этом за год узбекский сум ослаб к американской валюте на 3.6% до 11 225.5 сум. В номинальном выражение курс узбекского сума ослаб к доллару США на 387.8 сум на фоне притока иностранной валюты от экспорта (+18% г/г) и денежных переводов трудовых мигрантов (+46.8% г/г). Расширение притока иностранной валюты в форме денежных переводов и экспортной выручки на фоне роста цен на металлы и энергоносители (природный газ) будут оказывать поддержку курсу узбекского сума в 2023 г., однако риски сползания глобальной экономики в рецессию и рост оттока валюты через расширение объемов импорта, наоборот, будут оказывать давление на него. Исходя из этих допущений, курс по паре USDUZS на конец 2023 г. составит 11 815 сум за доллар США (+5.0% г/г)

Налогово-бюджетная политика – рост расходов продолжится. По предварительной оценке Министерства Финансов РУ, доходная часть бюджета за 2022 г. была исполнена на 1.3% больше запланированного размера и составила 202 трлн сум. Согласно данным Налогового комитета РУ, доходы ведомства увеличились на 16% г/г, что на 4.2% больше запланированного в бюджете прошлого года. На фоне расширения расходов бюджета на 29.5% г/г до Т214.8 трлн дефицит государственного бюджета в 2022 г. сложился на уровне 14.8 трлн сум или 1.7% от ВВП республики. Государственный бюджет РУ в 2023 г. планируется свести с дефицитом на уровне 25.1 трлн сум или порядка 2.4% (дефицит консолидированного 3.0%) от ВВП страны. Доходную часть государственного бюджета предполагается исполнить в размере 232.6 трлн сум (+16.3% г/г) с учетом доходов государственных целевых фондов. Совокупно расходы государственно бюджета увеличатся на 20% г/г с учетом межбюджетных трансфертов и расходов целевых фондов до 257.7 трлн сум. Существенное повышение расходов бюджета запланировано по обслуживанию государственного долга, выплаты по которому увеличатся на 88.5% г/г до 19.2 трлн сум. По сравнению с 2022 г. рост расходов бюджета замедлится до 20% по сравнению с 29.5% г/г в 2021 г., но сохранится на высоком уровне. По состоянию на 1 октября 2022 г. остаток государственного долга Узбекистана составил $26.2 млрд (-1.7% с начала года). Отношение государственного долга к ВВП составило 34.1% (38% на конец 2021 г.). При этом внешний государственный долг сократился на 1.7% с начала года и составил $23.2 млрд (30.1% от ВВП).

Международные резервы – увеличение в конце года за счет активов в золоте. Международные резервы Узбекистана за 2022 г. увеличились на 1.8% и составили $35.8 млрд.  Рост ЗВР республики за прошлый год произошел за счет увеличения активов в золоте на 10.1% (+10.0% кв/кв) до $23.1 млрд. Резервы в СКВ за прошлый год сократились на 11.0% до $11.6 млрд (+1.2% кв/кв). Резервные активы в СДР сократились на 4.9% г/г (+4.0 кв/кв) и составили $1.1 млрд. В 2023 г. стоимость золота, согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, составит $1 850 за тройскую унцию. Незначительное изменение стоимости драгоценного металла от текущих уровней не будет способствовать активной продаже его ЦБ РУ в 2023 г. Исходя из этого, ведомство скорее всего будет накапливать свои активы в золоте. С учетом такой прогнозной динамики, мы полагаем, что в 2023 г. объемы ЗВР Узбекистана увеличатся в пределах 4.3%-4.7% г/г и составят порядка $37.3-$37.5 млрд.

Внешние счета – существенное сокращение дефицита. Согласно предварительной оценке ЦБ РУ, дефицит текущего счета сократился с $4.8 млрд за 2021 г. до $511 млн за 2022 г. Дефицит по торговому балансу (товары и услуги) расширился на 37.7% г/г до $15.7 млрд. Профицит по счету первичных и вторичных доходов увеличился в 2.3 раза и сложился на уровне  $15.2 млрд. Углублению дефицита по торговому счету способствовала опережающая динамика импорта товаров и услуг (+26% г/г до $35 млрд) над экспортом (+23% г/г до $15.1 млрд). Расширению профицита по счету доходов способствовал рост положительного сальдо по счету первичных доходов до $321 млн (+64.6% г/г) и по счету вторичных доходов в 2.3 раза до $14.9 млрд. Росту доходов в рамках счёта вторичных доходов способствовало существенное расширение личных трансфертов.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления – куратор Аналитического центра
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Нұрлан Қанжанов
Главный аналитик
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус